...

Взгляд на воспитание с позиций НЛП

На тему воспитания подрастающего поколения написано очень много трудов. Хорошо известны имена величайших педагогов современности и прошлых столетий. Кроме того, по части воспитания у нас каждый считает себя специалистом. Поэтому целью этой статьи не является популяризация новой теории воспитания. Я предлагаю рассмотреть проблемы воспитания через призму НЛП.

Если рассматривать воспитание с позиции НЛП, то главная цель воспитания заключается в достижении желательного для данного общества поведения у воспитываемого субъекта. Если субъект проявляет желательные образцы поведения, он не требует дополнительных воспитательных усилий. Если нет, то воспитатель получает заказ на воспитание (перевоспитание) данного субъекта.

Результатом этой работы воспитателя должно явиться изменение в поведении, а следовательно, и в мышлении личности. Любое изменение поведения происходит сначала в голове у субъекта и лишь потом проявляется в поведенческих паттернах. Следовательно, основным способом, которым мы можем добиваться реализации своих воспитательных задач, является организация изменения программы поведения другого человека.

Итак, главное качество хорошего воспитателя можно, видимо, выразить как высокий уровень компетентности в организации изменений в программе поведения.

Произвести изменения в другом человеке не такая уж и простая задача. Ведь его поведение программируется той информацией, которую пропускают фильтры этого человека, сформированные всей его жизненной историей. Человек действует в этом мире на основе той карты мира, которая запечатлена у него в голове. Будучи однажды созданной, она становится очень жизнеспособной и практически не поддается волевым изменениям со стороны. Изменения возможны лишь в том случае, если у личности возникли сомнения в правильности его модели мира под влиянием каких-либо сильных впечатлений, не вписывающихся в его модель мира в том виде, как она существует сейчас.

Что же воспитателю необходимо знать об изменениях? Теория систем предлагает нам понятие об изменении как о целостном процессе перестройки всей системы. Изменение даже мельчайшего элемента системы моментально влечёт за собой перестройку в организации всей системы в целом. Каждый «технарь» никогда не забывает об этом законе, помнят о нем и экономисты, по крайней мере, грамотные экономисты, а вот педагоги частенько игнорируют этот закон. В нашей педагогической среде обычны разговоры о воспитании нравственности гражданина, патриотизма, стойкости… как отдельных, будто ничем не связанных с личностью элементах. Мы забываем, что личность — целостная система и функционирует по общим законам функционирования систем. Следовательно, и подход к воспитанию личности может быть только целостным, системным. И здесь всегда остро стоит вопрос о целях воспитания.

Модель личностных изменений

В НЛП разработана модель мышления о личностных изменениях, обучении и коммуникации. С её помощью удаётся более точно находить необходимую точку вмешательства для того, чтобы произвести желаемое изменение. Давайте познакомимся с этой моделью более подробно. Она содержит несколько логических уровней, позволяющих нам глубже проникнуть в смысл того явления, которое нас интересует в настоящий момент времени.

рис.1 Логические уровни модели изменений.

Логические уровни модели изменений были впервые разработаны основоположниками этого направления и могут применяться в различных случаях, так как носят универсальный характер. Для примера исследуем с помощью этой модели, до какой степени вы находитесь в раппорте с самим собой. Согласитесь, что находиться в раппорте с собой — значимое качество для воспитателя. Итак, ответьте себе на следующие вопросы из книги С.Найт «НЛП-решения»:

  • Вы выполняете работу, находящуюся в одном ряду с тем, что, по вашему убеждению, является важным?
  • Предпринимаете ли вы ежедневные действия по направлению к главной цели вашей жизни?
  • Постоянно ли вы искренни с собой в том, что делаете, что говорите, и в том, как вы это делаете?
  • Понимаете ли вы, что ваш истинный потенциал в том, как вы используете свои истинные таланты и навыки?
  • Даёт ли ваше окружение вам такие характеристики, что вы чувствуете их точное соответствие тому, кто вы есть и что вы отстаиваете?
  • Вы со спокойной душой отдыхаете вечером, зная, что думали и действовали так, что можете этим гордиться?
  • Чувствуете ли вы, что ваше сердце и ум заодно?

Если ответы на все эти вопросы утвердительные, то вы действительно находитесь в раппорте с собой. Поздравляю вас! Однако нам необходимо вернуться к знакомству с моделью. Рассмотрим отдельные уровни модели.

МИССИЯ / ДУХОВНОСТЬ. Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует её, является фундаментом нашего существования.

ИДЕНТИЧНОСТЬ. Это наше базисное ощущение самого себя, наши главные жизненные роли, ответ на вопрос «кто я?»

УБЕЖДЕНИЯ. В основном, это те фильтры, из которых выстроена решётка нашей карты мира. Убеждения с большим трудом поддаются изменениям, так как обладают механизмом самоподтверждения, т.е. фильтруют информацию таким образом, что осознаётся только информация, подтверждающая их истинность, а вся остальная не осознаётся.

СПОСОБНОСТИ. Это общие умения или стратегии поведения, которые мы используем в своей жизни.

ПОВЕДЕНИЕ. Выполняемые нами отдельные действия как реакция на воздействия окружающей среды.

ОКРУЖЕНИЕ. Другие люди и объекты, с которыми мы встречаемся в своей жизни и которые воздействуют на нас, вызывают ответную реакцию.

Все уровни модели взаимосвязаны между собой. Принцип взаимосвязи следующий: верхние уровни в обязательном порядке влияют на нижние. Изменение более высоких уровней всегда влечёт за собой изменения на нижних уровнях. Изменения на нижних уровнях могут повлечь за собой изменения на более высоких, но такой эффект не носит обязательного характера.

Использование модели в работе педагога

Ну и зачем мне все это, скажешь, наверное, ты, дорогой учитель! Признаюсь, вначале мне тоже показалось все это очень далеким от того, чем я профессионально занимаюсь. Но стоит только немного подумать — и начинаешь понимать, что…

Давайте наложим процесс воспитания на эту модель. Наша задача как воспитателей произвести определённые изменения в поведенческой программе нашего воспитанника. Но где, на каком уровне нужно произвести вмешательство, чтобы получить нужный результат?

Надо признать, что чаще всего педагоги пытаются производить воспитательные воздействия на двух самых нижних этажах: на уровне окружения и поведения. Припоминаете такое знаменитое воспитательное воздействие, как перевод трудного ученика из одного класса в другой? А пересаживание с одной парты за другую? А выведение из класса? Помогает? Конечно, однако срок воздействия очень ограниченный, а в дальнейшем подобные способы изменения поведения и вовсе теряют свою силу. Да это и понятно. Ведь остаются без изменения более мощные рычаги управления поведением: способности, убеждения, идентификация. Если я уверен в том, что я — «трудный», какое поведение я буду продуцировать? Какая программа сформирована у меня этим словом? Должна отметить, что в русских народных поговорках и пословицах закодирована вся мудрость НЛП. Помните: «Семь раз свиньей назови, он и захрюкает»?

Этот пример хорошо иллюстрирует тот факт, что воспитатель должен очень хорошо себе представлять цель своего воспитательного воздействия. Только хорошо представляя себе, какой результат я хочу получить, я могу грамотно выбрать точку воздействия для достижения нужного изменения. Что конкретно я хочу: убрать Иванова из своего класса или изменить поведение Иванова таким образом, чтобы у него появилось желание учиться и вера в свои способности делать это? В первом случае мне достаточно произвести изменения на уровне окружения или, попросту говоря, выгнать Иванова из класса во время моего урока. Во втором случае мне ни в коем случае нельзя выгонять Иванова из класса, а необходимо искать с ним раппорт для того, чтобы получить возможность воздействовать на его идентификацию и убеждения. Конечно, это стократ труднее, чем просто выгнать, но результат стоит того, чтобы потрудиться.

Когда вы хотите изменить себя или других, вам необходимо определиться с тем, что и как необходимо менять. Поэтому первоначально потребуется собрать информацию, достойные внимания части проблемы, симптомы, которые беспокоят человека. Все это мы можем почерпнуть из того состояния, в котором человек находится в настоящее время. Однако любые внешние симптомы имеют внутреннюю причину, которая и вызывает к жизни поведение, представляющееся нам проблемным. Прежде чем приступать к каким-либо воздействиям, необходимо определиться с внутренними причинами, вызывающими проблему. Внутренней причиной плохой успеваемости ученика может быть его неверие в свои способности, отсутствие учебной мотивации, желание насолить родителям или отсутствие навыков работы с учебной информацией (неумение учиться) и ещё тысяча других причин. Так неужели во всех этих разнообразных случаях учитель должен применять одно и то же педагогическое воздействие? Вызвать родителей, например? Понятно, что в зависимости от внутренней причины, дающей в качестве своего внешнего результата плохую успеваемость, результат такого педагогического шедевра, как вызов родителей, будет различен. Если в качестве внутренней причины выступало желание насолить родителям, и их вызвали в школу, то, возможно, таким решением вы подкрепляете нежелательную для вас форму поведения ученика. Ведь он получил то, что хотел. А если его плохая успеваемость объясняется неверием в себя, а вы при родителях клеймите его позором, то тем самым только усугубляете нежелательное положение вещей. Так что будьте очень осторожны в выборе способов воздействия на ученика, глядите в корень, разбирайтесь во внутренних причинах того поведения, которое кажется вам нежелательным!

Не забывайте о том, что нужно правильно определяться и с точкой приложения воздействия в соответствии с целями, ради которых они производятся. Помните, другого человека невозможно изменить по собственному желанию! Нужное слово, сказанное в нужное время, творит чудеса!

Кроме того, прежде чем производить воздействие, вы должны хорошо продумать то желаемое состояние ученика, в которое вы в результате произведённого изменения хотите его привести. Определитесь с ресурсами, на которые будете опираться, пытаясь произвести соответствующие изменения. Эти ресурсы должны быть найдены не только у вашего ученика, но и у вас, так как с того момента, как вы приступаете к осуществлению своих намерений в плане перевоспитания ребёнка, вы становитесь с ним одной системой. И ваше взаимодействие будет осуществляться по законам взаимодействия, действующим внутри любой системы.

Определитесь также с критериями, которые помогут вам выдерживать верное направление во взаимоотношениях с учеником. Не забудьте и о том, что, помимо достижения желаемого состояния, существуют также и побочные эффекты при совершении любого изменения. И это — немаловажный факт, ведь может случиться так, что побочные незапланированные изменения окажут столь негативное воздействие на функционирование всей системы в целом, что достигнутое вами желаемое состояние окажется незамеченным. Разве не приходилось вам в вашей педагогической практике сталкиваться с такими случаями, когда ваше вмешательство только ухудшало ситуацию вместо того, чтобы улучшить её, как вы надеялись?

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *