...

Телесная память: совершенствуем интеллект, материализуя идеи с помощью НЛП. Часть 1. (Как сделать память ручной путем методичных дрессировок?)

НЛП-консультант, психолог, психотерапевт, коуч — все это современные профессии, требующие достаточной квалифицированной подготовки.

В мире гигантских потоков информации среди всех  специалистов имеет место довольно жесткая конкуренция. Кто побеждает в ней? Кто получает высокие гонорары, имеет возможность блестяще достигать долгожданных целей? Те, кто имеет яркую, развитую, тренированную память. Те, кто способен быть в курсе важнейших веяний в своей области, быстро пропускать через себя мегабайты информации, сохранять и воспроизводить самые эффективные стратегии. Сотни тысяч книг изданы в каждой профессиональной области. Может ли человек перечитывать столь значительное количество литературы, запоминая и применяя все необходимое? Каждый ли способен эффективно читать книги, грамотно работать с текстами и все более улучшать свою профессиональную память?

Многие люди сегодня мечтают совершить карьерный прорыв. Изучая НЛП, мы понимаем, что любой успех имеет структуру, и в нем всегда есть ключевые факторы. Зерна, из которых появляются ростки побед,  легко найти в памяти человека.

Для человека, увлеченного НЛП, память может стать предметом особого внимания. Дело в том, что опыт запоминается.  НЛП изучает структуру субъективного опыта. Значит, наша память пишет, накапливает, хранит и использует этот опыт. Если существует магия НЛП, то наша память — это волшебная фея, в личности которой сочетаются несколько противоречивых ролей.

Первая роль — швейцар, открывающий двери. В магии все необычно. Чему открывать двери? Информации! Образам, звукам, чувствам! Этим волшебным элементам структуры опыта. Иногда швейцар так ленив, что открыть двери для него, впустить кого-то, не всегда просто.  К тому же не всех швейцар вообще готов пропускать. Иногда он жалеет о том, что впустил не тех. Иногда тревожится о тех, кого не впустил.

Вторая роль — охранник. Интересно, как охраняется швейцарский банк? Там ведь много слитков золота, немало упаковок американских долларов.  В современном мире охрана может быть разная: от дешевого амбарного замка на старой деревянной двери до сверхсекретной автоматизированной технической системы. Постепенно начните думать о том,  как вы охраняете собственные знания в своем мозге? Ваши охранные системы соответствуют техническому прогрессу?  Часто ли обворовывается ваш банк знаний? Охрана может быть довольно совершенна — настолько, что банковский счет не только надежно сохранен, но и стабильно растут проценты; на них даже можно жить. А ваша память увеличивает ваши доходы? Насколько ваши интеллектуальные ресурсы надежно охраняемы и приумножаемы? Слаженная системная работа швейцара и охранника позволяет оптимально управлять процессами усвоения и хранения стратегий, быть успешным благодаря памяти.

Третья роль — кассир, выдающий деньги. В конечном итоге нам нужны результаты. Для чего мы запоминаем? Чтобы воспроизвести, использовать стратегии. Чтобы получить что-то, а лучше — ясный, четкий, сенсорный и ценный результат. Память сохраняет знания для воспроизведения. Кассир хорошо разбирается в купюрах (стратегиях), знает, кому, сколько строит выдать (осведомленность о целях).  Когда кассиру нечего выдавать? Когда охранник плохо поработал, заснул ночью, и денежек не стало! Либо швейцар не вышел на работу (а у него были ключи!), и приезжала инкассаторская машина — деньги не завезли в банк. Кассир должен быть крайне компетентен в гигантской денежной массе. Но уверяю вас, его роль была бы ничтожной, если бы охранник не обеспечил сохранность денег в кассе.  Так наша память в части сохранения знаний всегда крайне уязвима. Нам часто приходиться прилагать для этого значительные усилия. Кто-то сутками сидит за книгами. Но и это во многих ситуациях не работает, так как у сохранения знаний есть свой враг — забывание. Существуют также другие точки проблем памяти, среди которых непонимание, плохое осмысление, низкий процент запоминания.

Память по крупицам собирает стратегии, складывает их в сознании, как золотые слитки в швейцарском банке. Мы понимаем, что мир полон интересного, важного, но мозг не хочет это сохранять, воспроизводить. Нередко то, что сохранено, не используется нами. Сотни гигабайтов информации мы загружаем в свой мозг, и она там хранится как ненужный бессмысленный балласт. Как загружать свой мозг так, чтобы понимать, зачем нам эта информация? Как знать, что мы применим эти идеи? Как быть целостным человеком, связывая идеи и дела системно, грамотно, бережливо?

Наше представление о тренировке памяти с помощью НЛП в том, что память можно развивать в работе с оператором в ходе прохождения техник НЛП. Кроме того, есть множество упражнений для развития памяти. Техники НЛП связаны с работой по запоминанию текстов. Тексты могут быть как устными, так и письменными.

Этапы тренировки памяти (первый уровень).

 

  1. Мотивация. Изменение убеждений о памяти. Применение способностей памяти. Применение  запоминаемых знаний.
  2.  Запоминание содержания и формы любых текстов. Запоминание с помощью модели логических уровней в НЛП.
  3.  Яркая память: управление системами образов для визуального запоминания.
  4.   Система повторения и генерация новых смысловых связей.

 

Первым этапом тренировки памяти мы считаем становление и стабилизацию специфической системы убеждений. Если в НЛП есть «пресуппозиции НЛП», то применительно к памяти можно выделить «пресуппозиции памяти» или ее законы. Они хорошо описаны в психологической литературе. Я иллюстрирую некоторые из них на примере системы личных убеждений, которые необходимо инсталлировать для успешного развития памяти.

  1.  «У меня отличная память, я могу совершенствовать ее с удовольствием».
  2.  «Я могу регулярно запоминать информацию с последующим  припоминанием».
  3.  «Я умею ясно и четко осознавать свои цели при запоминании».
  4. «Я могу эмоционально, с интересом, логично и структурно осознавать устные и письменные тексты».
  5.  «Я легко, с удовольствием действую на основе запомненных знаний».
  6. «Память для меня — это ценность».

Очень часто человек разочаровывается в своей памяти. Людям кажется, что хорошая, тренированная память — это роскошь, привилегия интеллектуалов. Более того, кто-то считает, что тренировка памяти — это трудная, тяжелая задача. НЛП помогает развеять эти негативные убеждения о памяти. В статье Андрея Плигина «Усиление мотивации к изучению английского языка» есть отличная стратегия, которая помогает «залить бензин» в ваш суперскоростной автомобиль, устремленный к мечтам и целям.

 

Стратегия 1. «Мотивация к развитию памяти».

1.      Осознайте свой тип мотивации (позитивный/негативный) к развитию памяти. Если вам память нужна, когда уже все плохо, и в вашей профессиональной области у вас застой, это один вариант. Вы стремительно хватаете книги и сутки напролет изучаете литературу, бессистемно запоминаете. Возможно, такая мотивация принесет результаты.  Попробуйте изменить свою стратегию и внесите тренировку памяти в свой ежедневный план. Поставьте значимые цели, связанные с памятью. Получите первые результаты. Выберите контексты, где осознанное использование памяти, ее развитие будет приносить вам ценные плоды.

2.      Соедините развитие памяти с позитивными эмоциями. Напишите ваш список удовольствий (10 – 15 позиций). Найдите способ переноса эмоций от ваших удовольствий к развитию памяти. Например, если вы любите пить зеленый чай на свежем воздухе на даче, делайте это, одновременно запоминая тексты. Либо развивайте память там, где вы любите спокойно послушать музыку, внутренне расслабиться (например, в любимом кафе).

3.      Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность развития памяти. Например, у вас есть убеждение: «Я не могу тренировать память, так как на это требуется много времени».  Критерий, препятствующий активности, — время. Ваша задача — найти дело,  в котором этот критерий преодолен. Стоит ответить себе в этом случае на вопрос: «А на что у меня всегда есть время?» Ответ может быть таким: «На поход в кино». Подумайте, какие ценности включены в этот процесс (поход в кино), гарантируя ему мотивацию. Теперь ответ может быть таким: «Отдых, интерес, расслабление, досуг».  Свяжите эти ценности с развитием памяти. Как можно тренировать память, отдыхая, с интересом? К примеру, вы можете организовать клуб интеллектуалов, где в приятной компании совмещать приятное с полезным.

4.      Осознайте, с какими ценностями связано развитие памяти, и усильте его значимость. Напишите список ваших ценностей, составьте иерархию ценностей. Какие ценности связаны с развитием памяти? Как развитие памяти можно связать с ценностями, расположенными на верхушке вашей ценностной иерархии? Какие еще ценности и ценностные критерии связаны с развитием памяти? Усильте значимость развития памяти через связи с вашими ценностями. Приведите конкретные примеры.

5.      Поиск «богатого контекста». Напишите 10 самых важных целей; подумайте, как ваша память может помочь в одновременном достижении всех этих целей.

Фея должна проснуться и научиться перемещаться во все 3 приведенные мной роли. Это настолько важно, насколько важны 3 позиции восприятия в НЛП. Использование воспроизведения информации из памяти — крайне важный элемент стратегий человека.  К сожалению, ресурсы памяти средним человеком используются только на 2 – 3 процента. Нередко люди просто не верят, что их способности памяти имеют значительный потенциал. В данном вопросе необходимо изменение убеждений. Мы предлагаем технику, в которой идет работа с частями личности.

 

Стратегия 2. «Усиление памяти».

 

  1. Идентифицируйте ваш личный паттерн неприменения памяти, недооценки ресурсов вашей памяти. Опишите субмодальности симптома (ВАК).
  2. Поставьте реальные цели, связанные с развитием памяти. Специфицируйте их по 5 пунктам СЦ в НЛП. Проверьте экологию, последствия цели. Выявите вторичные выгоды актуального состояния, сохраните их в желаемом результате или замените равноценными. Еще раз уточните вашу цель.
  3. Осознайте, где в теле хранится ваша память. Почувствуйте локализацию памяти.
  4. Если вы ощущаете память в голове (мозге), разрешите ей распространиться по всему телу.
  5.  Ощутите память в туловище, в центре живота. Затем почувствуйте ее в мышцах рук и ног.
  6. Найдите в себе часть, ответственную за развитие и применение памяти. Вступите с ней в контакт, получите разрешение для общения. Что она вам говорит?
  7. Осознайте позитивное намерение этой части. Чего хорошего она для вас хочет?
  8. Спросите, каков возраст этой части. Дайте метафору этой части в соответствии с возрастом. Если часть очень мала, вернитесь в детство части и медленно пройдите с ней путь взросления. Добавляйте ей все необходимые ресурсы по ходу взросления.
  9. Найдите в себе часть, ответственную за действия и принятие решений.
  10. Эта часть поможет развитию и применению памяти, реализации ресурсов вашей памяти. Спросите у нее, как она может помочь применению памяти. Получите ответ в любой форме.
  11. Повторите пункт 8 для данной части.
  12. Организуйте диалог двух частей. Пусть они договорятся и примут решение о новых вариантах поведения, открывающих памяти поток ресурсов. Такая память очень сильна, она способна сделать легким и интересным достижение целей и заветных мечтаний в жизни.
  13. Спросите, есть ли у вас какие-то части, которые хотят принять участие в этих переговорах. И есть ли части, которые имеют возражения против новых вариантов. Проверьте экологию принятия вариантов поведения.
  14. Поведенческий тест, подстройка к будущему.
 На каждом этапе тренировки памяти возникает ряд симптомов, когда не понятно, в чем практический смысл тех стратегий, которые мы применяем для тренировки памяти. У многих есть привычные паттерны, когда прочитанное, усвоенное не применяется. При тренировке памяти время от времени может возникать ситуация, когда человек хочет бросить процесс тренировки, его настойчивость, желание применять технологии уменьшается. Почему так происходит? С одной стороны, это элементарная человеческая жадность, желание быстро, чуть ли не мгновенно получить результат. Мы годами целенаправленно не тренируем память. Затем за один день хотим сделать ее гениальной. Это все равно, что прийти в тренажерный зал и потребовать мышечную массу сразу. Память тренируется плавно, легко и планомерно. Результаты всегда приходят в условиях правильной постановки целей и соблюдении технологий. Мы предлагаем внести новую стратегию применения в свою жизнь. Идею придумал Майкл Холл. Она является красной нитью тренировок памяти, так как создает механизм привнесения желания действовать, так сказать, в мышцы, в кровь.

Стратегия 3. «Решительный применитель».

  1. Выберите контекст и цель, связанную с развитием памяти. Решите, в чем практическая ценность информации, которую вы запоминаете. Всегда задумывайтесь о практичности любого блока информации. Помните, что знание — сила, которая должна укорениться в вашем теле, перейти в действия, из головы в тело, в руки и ноги.
  2. Задайте себе систему вопросов. Где это мне может пригодиться? Как это можно использовать? Как я могу претворить это в жизнь? Как преобразовать простые идеи в идеодинамические?
  3. Представьте, что Вы можете претворять  идею в жизни постепенно, добавляя применения на 0,05 процента каждый раз. Вы можете отслеживать процесс применения поэтапно. Отмечайте свои ощущения. Если процесс применения длительный, создайте план и постепенно следуйте программе применения.
  4. Представьте себе, как вы предпринимаете решительные действия, присоединяя идею к будущему. Привнесите ресурсы, необходимые для реализации идеи. Используйте якорение.
  5. Создайте свой собственный стиль применения идей. Во что вы верите,  кем вы себя считаете,  претворяя идеи в жизнь? Проанализируйте вашу цель, связанную с развитие памяти, интегрируя логические уровни.
  6. Экологическая проверка и подстройка к будущему.

Данная технология может быть применена несколько раз, до или после использования стратегий, которые мы предлагаем далее. Она центрирует общую линию тренировки памяти, позволяет каждому человеку наполнить себя ресурсами, необходимыми для настойчивых тренировок памяти.

Во время запоминания любого блока информации по своему усмотрению вы можете выделить время для того, чтобы самостоятельно активировать данную стратегию применения (кроме работы с консультантом). Она всегда поможет осознать практическую ценность информации и будет способствовать системному применению запоминаемых знаний.
Работа с содержанием как этапом стратегии тренировки памяти включает в себя поиск понятий в тексте. С позиций НЛП  понятия — это ценности, звучащие в тексте, в речи. К ним относятся описываемые объекты, их качества,  состояния и т.п.  Просто задайте себе вопрос: «О чем говорится в тексте?» И это позволит вам найти в нем понятия. Важно, чтобы при восприятии информации каждое понятие вызывало в сознании конкретные образы.
Другая часть содержания — это мысли. Они обычно связывают по смыслу 2 понятия (могут объединять 3 и более понятий). В НЛП такие структуры называют убеждениями. Убеждения — это связки между ценностями, часто довольно жесткие, определенные, категоричные. Они наполняют любой текст, речь, манифестируя идеи автора. Стоит явно отметить, узреть убеждения автора, осознать их, и вы уже на пути к более качественному запоминанию.  «Что  говорится в тексте?» — этот вопрос помогает увидеть мысли автора.
В связи с тем, что каждый абзац содержит какую-то ключевую мысль, в нем можно найти главную и второстепенные мысли. Фактически это убеждения. Мы используем понятия «основного» и «второстепенного» убеждения. Главная мысль — убеждение более высокого порядка, управляющее второстепенными убеждениями, встроенными в него.  В абзаце обычно есть мысли, уточняющие, иллюстрирующие, доказывающие главную мысль. Основное убеждение может пресуппозироваться, выражаться неявно через другие мысли. В любом случае выявление, осознание содержательной структуры информации, фокус внимания на основных и второстепенных мыслях увеличивает качество ее запоминания.  Очень важно уметь быстро понимать, как мысли в тексте взаимно подчиняются,проще говоря, как мысли связаны друг с другом, и, следовательно, открывать логику взаимосвязи мыслей. По сути, это выявление иерархичной матрицы убеждений. Известно, что убеждения могут быть довольно несенсорными, а могут включать в себя уточнения сенсорных критериев. Умение классифицировать, разложить по полкам убеждения и ценности в тексте требует также умения входить во 2 позицию автора текста, речи. Это еще один критерий эффективной памяти.
Таким образом, во-первых, вы умеете фиксировать в памяти все отдельные понятия, ярко представляя их. Во-вторых, в каждом абзаце вы можете выявить мысли и связать эти мысли по смыслу друг с другом. В- третьих, из каждого абзаца вы можете выделить основную мысль, закрепить на ней второстепенные («заякорить» одну мысль на другие, связать мысли).

Содержание текста
Метафоры
Отличие содержания и формы.
Если взять сосуд с водой, то наполнение сосуда водой — это содержание.  Сам сосуд — форма.
Поиск понятий (ценности).
Ищем грибы в лесу.
Поиск мыслей (убеждений в НЛП).
Ищем направления, тропинки, где растут грибы. Создаем, рисуем карту того маршрута, на котором можно найти грибы.
Основные  убеждения.
Ищем белые грибы: они считаются лучшими. Есть русская поговорка: «Белый гриб — всем грибам полковник». Белые грибы очень вкусны и являются наилучшими стимуляторами пищеварения.
Второстепенные убеждения.
Осиновик, березовик, масленок — тоже хорошие грибы, но они не так популярны у грибников.

 

В итоге мы получаем еще одну стратегию. Для четкости назовем и выделим ее отдельно.Стратегия 4. «Выявление ценностей, основных и второстепенных убеждений в тексте» (работа с содержанием текста).

  1. Поставьте цель относительно уровня запоминания текста. Выявите ценности (понятия) в абзаце текста, которые требуется запомнить.
  2.  Определите, какие убеждения соответствуют этим ценностям.
  3. Выделите основные и второстепенные убеждения абзаца.
Тексты всегда пишутся и произносятся линейно. Нам же надо понять глубинные взаимосвязи, иерархии, расстановки мыслей в тексте, чтобы усвоить их логику и в итоге легче запомнить.
« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *