...

Театр одного названия

Как вы яхту назовете, так она и поплывет.

(Из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»)

В тексте в качестве примера использованы названия существующих статей, написанных в разное время разными авторами.

К чему не зарастет народная тропа?

В современном мире, когда объем поступающей информации увеличивается с каждым днем, становится не всегда легко выделить из «общего потока» что-то действительно важное. Тысячи изданий, телепрограмм, различных шоу, обучающих курсов ведут борьбу за наше внимание. Творческие умы вкладывают усилия для того, чтобы привлечь читателя, зрителя или будущего участника оригинальной и завлекающей идеей к своему тексту, телепрограмме или мероприятию. Представьте, что вы, например, как будущий автор, создавая свой шедевр, предвкушаете, как с ним ознакомятся сотни людей, пришлют множество позитивной обратной связи. И вот этот счастливый день настает. Вы радостно выкладываете творение на своем блоге, на разных интернет-ресурсах и ждете комментариев, следя за счетчиком, на котором должны расти цифры, показывающие количество посещений и прочтений. Но вот прошла неделя, цифры растут еле-еле, и то, за счет того, что автор сам постоянно заходит на свою страницу и обновляет ее в надежде увидеть первые отзывы. Через месяц он может забыть про это бесполезное занятие, берясь за новый труд. Но тут его взгляд падает на статистику за прошлый месяц, и он в шоке. Недавний пост с названием «100 способов приготовления борща» набрал больше просмотров за два дня, чем умная и полезная статья за месяц! В чем же секрет? Почему одни статьи читают, а другие даже не открывают? Как же привлечь внимание к своей работе в таком потоке огромной информации? Чтобы из десятка работ выбрали для чтения именно вашу? Один из ответов кроется в грамотно подобранном названии. Вокруг этой тайны мы хотим построить нашу беседу.

Как вы думаете, почему родители могут месяцами выбирать имя будущему ребенку? И иногда даже после его рождения несколько дней думают, как же будут звать первенца: Дмитрий или Владимир? Ответ очевиден: имя — один из важнейших элементов жизни человека. И, возможно, именно оно определяет будущую судьбу. Но наша задача не углубляться в эзотерические дискуссии. Любопытно, что люди могут с высокой важностью подходить к выбору имени младенца, а имя своему детищу в виде текста могут выбирать «на ходу», «абы как». Название работы так же важно, как и ее содержание. Зачастую оно играет решающую роль в привлечении большего числа читателей или зрителей. Конечно, огромную роль будет играть и введение работы (если мы говорим о статьях), и само содержание. Но первое впечатление задает именно заголовок. Он определяет характер вашей работы, задает стиль текста или события, приоткрывает главный смысл творения. И возможно, такое сочетание слов станет частым и любимым гостем в умах ваших читателей. В нашей работе мы хотим подробно исследовать четыре стратегии создания красочного и говорящего названия. А прежде, чем мы начнем с ними знакомство, мы хотим сделать небольшое отступление и несколько слов сказать об актуальности вашей идеи. Даже самые звучные названия могут пройти мимо конечного потребителя, если идея ему не нужна.

Поэтом можешь ты не быть, но актуальным быть обязан

На наш взгляд, одно из отличий графомана от писателя заключается в том, что первый исходит из намерения написать, а второй чаще исходит из побуждения помочь разобраться и поделиться полезным опытом. Если в статье вода и нет «земли», то кораблю некуда причалить и негде закрепиться. Наверняка у каждого из вас есть опыт прочтения текстов, из которых вы не вынесли для себя ничего. И будет неудивительно, если вы даже не вспомните, когда вы читали подобную работу и как она называлась (за исключением особо запомнившихся названий, о чем мы позже поговорим).

Что подразумевает под собой актуальность? Если у человека в данный момент есть определенный вопрос или он хочет решить одну из задач либо проблему, то любой материал на подобную и схожую тему будет для него актуальным. Полезность для человека определяется его возрастом, социальным статусом, полом и любыми другими жизненными рамками. Чтобы подобрать актуальные идеи, представьте себе людей, кому вы хотите писать, и подумайте: если бы вы находились в подобной ситуации, то что бы вам было наиболее интересно узнать? Представьте себя на месте других, как вы уже решили для себя подобные задачи? Ответы на эти вопросы помогут задать мотивацию для знакомства с вашими творениями.

А чтобы читатель начал свой путь по миру ваших идей, необходима впечатляющая и звучная линия старта. Далее мы переходим к знакомству со стратегиями создания названий.

Дайте мне стратегию и я переверну мир

Для примера «звучных» названий, рассмотрим заголовки концертных программ команды КВН «Уральские пельмени»: «Люди в чем-то», «Смехотворение», «Пельмени — Перезаморозка», «Смех в большом городе», «Смехбат», «Звёздные вопли: Смех психов», «Назад в булошную», «Смешная Братва», «Остаться в Смешных», «Счастливы в тесте».

Оцените для себя, насколько эти названия «цепляют» внимание? Хотели бы вы посмотреть подобные программы? Конечно, они юмористические. А вот примеры более серьезных работ:

«Меж двух Корей» — статья об отношении России к Северной и Южной Корее.

«Пятый элемент» — статья о витаминах.

«Поле радиоактивных чудес» — об экологических проблемах.

«Покойся с «Миром»» — о затоплении космической станции «Мир».

Это все реальные названия материалов, напечатанных в прошлые годы в разных изданиях. Как вы уже заметили, они строятся на основе кино и мультфильмов, крылатых фраз и устоявшихся словосочетаниях. Мы предлагаем вам несколько конкретных стратегий для создания подобных заголовков и рассмотрим их на примере работы с текстом. В то же время нижеприведенные шаги можно использовать и для поиска любых имен (например, для телепрограмм, мероприятий, тренингов, книг и т.д.).

Представим, что мы уже написали текст, и теперь наша задача — придумать ему яркое название. В качестве примера пусть это будет работа о том, как задать название статье. В нашем случае ключевыми словами у нас будут: «статья» и «название».

Для того чтобы придумать оригинальный заголовок, мы будем использовать фразеологические выражения. Приведем несколько примеров устойчивых словосочетаний: «бросать слова на ветер», «гром среди ясного неба», «неопознанный летающий объект», «контакт? есть контакт!».

Подобные выражения можно взять из:

— словарей крылатых слов или фразеологизмов (например, «культ личности», «шведский стол», «дать на лапу», «подливать масло в огонь»);

— пословиц и поговорок («нет пророка в своем отечестве», «кто смел, тот и съел»);

— названий книг, фильмов, песен, стихов («звездные войны», «герой нашего времени»);

— цитат из книг или фильмов, которые «на слуху» («икра заморская баклажанная», «нет, уж лучше вы к нам»);

— всем известных строк из стихов и песен («кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?», «покой нам только сниться»).

Далее мы можем воспользоваться одной или несколькими стратегиями обыгрывания устойчивого выражения:

1. Подстановка — осуществление замены ключевого слова в устойчивом выражении.

Например, «Нет микстуры в своем отечестве» — статья об импортных лекарствах на российском рынке.

2. Заимствование — выбор подходящего фразеологизма в качестве названия.

Например, «Шведский стол» — текст о шведской мебельной фирме IKEA в России.

3. Наращивание — к устойчивому выражению присоединяется новое слово.

Например, «Культ против личности» — очерк о ситуации в Туркменистане.

4. Созвучие — осуществляется поиск слов с похожим звучанием между ключевыми словами и устойчивыми выражениями.

Например, «Игра заморская долгожданная» — заметка об игроках из Северной Америки в российских хоккейных клубах.

Наблюдая за заголовками газет и журналов, мы заметили, что подобные стратегии являются частью таланта опытных и профессиональных журналистов и писателей. Итак, мы хотим перейти к описанию шагов каждой из них и поясняющим примерам.

Стратегия 1. Подстановка

или «Слово в шляпе»

В свое время название популярной телепрограммы «Сам себе режиссер» обыгрывалось в очень разных контекстах. Печатались следующие статьи: «Сам себе дизайнер» — о подборе мебели в Интернете, «Сам себе банкир» — о кредитных кооперативах в России, «Сам себе президент» — о президентской присяге Виктора Ющенко. Аналогичным образом мы можем задействовать любые другие фразеологизмы. Как это сделать?

Шаги стратегии:

1. Подберите несколько устойчивых выражений.

Например, «кончил дело — гуляй смело».

2. Обыграйте найденные строки, заменив некоторые слова выбранными ключевыми словами.

Например, «Кончил дело — сочини название» или «кончил статью — сочини название».

3. Повторяйте пункты 1 – 2 до тех пор, пока не составите список из пяти-десяти интересных и подходящих вам названий.

«Постой-ка, брат мусью!» — «Постой-ка, брат, а название?!»

«Это еще цветочки, а ягодки впереди» — «Это только статья, название впереди».

«Шок — это по-нашему» — «Шок?! Это как назовешь!»

«Болтун — находка для шпиона» — «Название — находка для статьи».

«Нет человека — нет проблем» — «Нет названия — нет статьи».

«Пилите, Шура, пилите» — «Называйте, Шура, называйте».

«Заграница нам поможет» — «Название нам поможет».

4. Выберите из списка лучшее название.

Следует заметить, что у каждого названия есть свои ассоциации. Иногда позитивные, иногда негативные. Важно это учитывать. Например, не стоит называть нашу статью, взяв фразеологизм «Маразм крепчал»«Статья крепчала» или «Название крепчало».

Стратегия 2. Заимствование

или «Кто ищет, тот всегда найдет»

В то же время слова «Маразм крепчал» могут удачно подойти для статьи, в которой мы хотим показать негативную сторону чего-либо. Например, это может быть работа о глупости чиновников. Другой известный фразеологизм «за словом в карман» можно остроумно использовать для названия карманного словаря. Главная идея следующей стратегии — подобрать фразеологизм, оставляя его в неизменном виде или сократив его.

Например, строки из припева песни 1920-х годов:

Купите бублики, горячи бублики,

Горячи бублики, да поскорей!

использовались одним автором в названии статьи о празднике хлеба «Купите бублики».

Шаги стратегии:

1. Найдите устойчивые выражения, содержащие в себе взятые вами ключевые слова на выбранную тему.

Например:

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

«Назовите Ваше имя».

«Как назвать ребенка?»

«Называй, как хочешь».

«Имя, сестра, имя!..»

«Гордое имя и смерть не отнимет».

«Называть вещи своими именами».

«Как вас теперь называть?»

2. Выберите из списка лучшее выражение в качестве заголовка. Иногда достаточно использовать только часть строки. Например, вместо «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» можно взять «Как вы яхту назовете…».

Стратегия 3. Наращивание

или «Из песни слова не выкинешь»

Чтобы проиллюстрировать данную технологию, давайте вспомним комедии Л.И. Гайдая. В кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» звучит фраза: «Танцуют все!» С момента выхода фильма на экраны прошло много лет, а не так давно у одного автора возникла необходимость написать небольшой очерк о фестивале современного балета в Вильнюсе. Статья была названа «Объединенная Европа: танцуют все!» Другая работа о визите президента в Париж получила название «Парижские тайны президента» в честь французского кинофильма «Парижские тайны». Как же создать подобные заголовки?

Шаги стратегии:

1. Как всегда, для начала выберите несколько понравившихся фразеологизмов.

Например, «держать в ежовых руковицах».

2. Добавьте в выбранное предложение одно или несколько ключевых слов, таким образом, чтобы полученная фраза была логична и оправдана.

Например, «держать название в ежовых руковицах».

И другие примеры:

«Каких мало» — «Статья с названием, каких мало».

«Ждать своего часа» — «Название ждет своего часа».

«Из кожи вон лезть» — «Зачем из кожи вон не лезть, когда название есть».

«Лакомый кусочек» — «Лакомый кусочек статьи».

«Не ударить в грязь лицом» — «Не ударьте в грязь лицом статьи».

«Одним махом» — «Название одним махом».

«У всех на слуху» — «Название статьи у всех на слуху».

3. Выберите из списка лучшее выражение в качестве названия.

Стратегия 4. Созвучие

или «Восток — дело звонкое»

В исторической хронике У. Шекспира «Король Ричард III» из уст короля звучит фраза: «Коня! Коня! Полцарства за коня!» Следуя четвертой стратегии, статью о спиртных напитках было решено назвать «Полцарства за коньяк!» Кстати, зачастую умение подобрать меткое созвучие — это один из ключевых навыков, который делает человека юмористом. Еще один пример, иллюстрирующий данную стратегию: в кинофильме «Цирк» звучит припев песни:

Широка страна моя родная:

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Пользуясь данной технологией, автор работы о перспективах объединения Казахстана и России назвал ее так: «Я другой такой Астаны не знаю». Другой пример основан на принятом в русском языке ласковом обозначении ребенка как «плод любви». И даже такое возвышенное выражение было использовано для текста о банальном: «Корнеплод любви» — о картофеле. Удивительно, что самим названием объект статьи (т.е. картофель) был наделен очень «нежными» оттенками смысла.

Шаги стратегии:

1. Найдите созвучия к ключевым словам.

Например, к слову «статья» могут быть подобраны следующие: «сватья», «стать я», «спать я», «встать я», «брать я», «с татья(-ной)», «сталь я», «остыть я», «власть я».

А к слову «название»: «на звание», «на здание», «послание», «не знание», «не зевание», «на свидание».

2. Подберите фразеологизмы с найденными созвучными словами.  Например, «встать не с той ноги».

3. Далее смело заменяйте в нем созвучное слово на исходное ключевое.  

«Встать не с той ноги» — «Статья с той ноги».

«Стать поперек горла» — «Статья поперек горла».

«Присвоить почетное звание» — «Присвоить почетное название».

«Послание в бутылке» — «Название в бутылке».

«Открылось второe дыхание» — «Открылось второе название».

«Конкурс на звание…» — «Конкурс на звание статьи».

«Знание — сила!» — «Название — сила!»

«Спокойной ночи, пора спать!» — «Спокойной ночи, но назвать!»

«Итак, она звалась Татьяной» — «Итак, она звалась статья-на».

4. Когда накопите список из подобных созвучных фраз, выберите лучшее и используйте его в качестве названия.

«Как здорово, что все мы здесь…»

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В данной статье мы привели лишь часть возможных стратегий, помогающих переделать устойчивое выражение в заголовки. За рамками этого текста остаются и другие способы трансформации фразеологизмов в названия. Один из неявных посылов нашей работы состоит в том, что вы можете изменять любые выражения (в том числе и устойчивые) совершенно любыми способами, главное — чтобы вас удовлетворял результат, а читателя привлекали яркие имена ваших творческих продуктов.

Иногда бывает сложно оценить, какое из придуманных названий больше подходит. Поэтому, когда вы составили список из множества названий, отложите его на день-два, затем вернитесь к нему и перечитайте, замечая, какую реакцию у вас вызывает то или иное название. Это даст вам возможность найти самое лучшее из общего списка. Другой способ — выбрать наиболее подходящее — состоит в том, чтобы дать почитать друзьям ваши варианты и попросить их оценить, какой из заголовков больше подходит к вашей работе (статье, телепрограмме, творческому мероприятию). Заодно можно попрактиковаться в калибровке, выявляя реакцию друзей на ваш список. Как и в любом деле, главное — вовремя остановиться. Может сложиться так, что вы придумали уже десятки вариантов, а полностью удовлетворяющего названия все нет и нет. Отложите эту задачу на пару дней, а потом вернитесь к тому, что успели придумать. Вы с удивлением сможете заметить, что «нагенерили» даже больше интересных заголовков, чем вам казалось.

_____________

Фразеологизмы и примеры названий статей были взяты из следующих изданий:

1. Князев, Ю.П., Словарь живых крылатых выражений русского языка: ок. 4000 крылатых выражений / Ю.П.Князев. — М.: Астрель : АСТ, 2010. — 793, [7] с.

2. Петрова, М.В., Словарь крылатых выражений / М.В. Петрова — М. :РИПОЛ классик, 2011. — 640 с.

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *