...

Стратегия гениальности Шемякина — о том, как сказку сделать былью

Перед тем как пойти на тренинг по моделированию Шемякина, я долго раздумывала. Наблюдая картины Шемякина в течение двух лет в оригинале, скажу честно: они мне не нравились. Я их совершенно не понимала, мало того, они вызывали у меня раздражение. Поэтому гениальность — хорошо, но ведь и собственным умом думать надо. Убедила меня Ира Седловская, которая сказала, что 5 минут общения с гением заменяют иногда 5 лет учебы в институте. Мне стало интересно, и я пошла на тренинг.

Первое, что меня удивило на тренинге, — это то, что после 38-минутного просмотра фильма о Шемякине я поменяла отношение к его картинам. Не скажу, что я повесила бы прямо сейчас любую из его картин у себя над кроватью, но, если бы у меня был офис, и была бы такая возможность, возможно, поставила бы туда его скульптуру или повесила картину. Я поняла то, чего до этого не понимала: зачем написаны эти картины и что скрывается за их внешним видом, если не знать что-то большее об авторе и его идеях.

Сама я картины не пишу. Мало того, много лет я считала, что почти лишена всего, что касается художественного восприятия жизни. В последнее время это убеждение постепенно менялось. Я начала понимать, что многому можно научиться. Я не собираюсь учиться рисовать, но мне захотелось начать придумывать какие-нибудь интерьеры, дизайн своего сайта и т.д.

Удивительно, но тренинг пролил для меня свет на то, к чему я упорно подбиралась, но никак не могла ухватить, понять. Я давно думала о систематизации отдельных кусочков знания. У меня ежедневно возникает множество мыслей, а дома лежит огромное количество материалов. Когда я читаю книги, то и дело возникает мысль: «Как бы запомнить этот момент». До тренинга такие мысли посещали меня и уходили прочь. Я знаю, что существуют специальные методы, я уже купила бумажные папки и упорядочила информацию на компьютере. Но стратегия Шемякина зовет за собой дальше. С одной стороны, она граничит с перфекционизмом, с бесконечной тягой к совершенству, а другой — открывает безграничные просторы для творчества. Прошло всего 2 дня с момента тренинга, а я уже знаю, как применить ее к созданию моих тренингов, и получить результат, превосходящий то, что было раньше.

Шемякин создал огромную базу того, что он называет «Антологией формы». Только представьте себе огромное количество папок, в каждой из которых отсортированы по определенному принципу изображения. Например, в одной из папок собраны изображения шаров, а в другой — рассеченных шаров. Причем эти материалы собраны за все доступное Шемякину время: от античности до современности. Можно позавидовать в лучшем смысле слова настойчивости Шемякина. Когда ему понадобились изображения сфинксов, он сделал открытие, что в большинстве книг по искусству изображен один и тот же сфинкс. Тогда он закупил другие книги, поехав за ними, как это можно было бы назвать, на край света. Ничто не может остановить настоящего исследователя, когда его охватывает творческий азарт. Если вы захотите узнать больше о жизни индейцев Майя, побежите ли вы тут же брать билет на самолет, чтобы лететь в Америку, потому что вас не устраивает то, что вы прочитали в книгах?

Вы спросите, а зачем нам все эти шары в сотнях различных видов? Подумайте о своей профессии либо о своем хобби. Я и мой друг плаваем по различным рекам России на байдарке и разглядываем окружающие нас пейзажи. Я для своего тренинга по управлению временем постоянно разыскиваю новые и новые идеи о том, как же все-таки устроено управление временем и что еще можно улучшить, чтобы получить еще больше результата. Уверена, что каждый может задуматься о той области, где ему может пригодиться эта часть стратегии. Дело за малым — сохранить найденное и систематизировать.

Человеку свойственно собирательство. Дети собирают игрушки, причем не всегда только свои. Коллекционеры собирают то, что их интересует, в коллекции. Что отличает от них Шемякина? Он готов поделиться со всем миром тем, что собрал за 40 лет упорной работы. Уже сейчас его сотрудники переводят его коллекцию в электронный вид, для того чтобы выложить в интернете. Художники из глубинки смогут ознакомиться с тем, что им нужно, прямо в своем городе или поселке. Уже одно это стремление поделиться достойно всяческого уважения. Во многих областях наблюдается подобное. Например, туристы-водники выкладывают в интернете описания маршрутов, и, проплывая по реке, вы можете пользоваться тем, что для вас сделали другие люди. Просто представьте себе мир, где подобной взаимной выгоды будет становиться все больше и больше. И этот мир возможен. Создать его — в наших силах. Подумайте, что можете привнести вы? И готовы ли вы поделиться этим с миром? Многие трясутся над крупицами, теряя возможность получить во много раз больше.

Вспоминается тренинг Майкла Холла о построении благосостояния. Шемякин — один из наиболее высокооплачиваемых российских художников. Он говорит, что деньги нужны ему как средство для того, чтобы продолжать собирать свою коллекцию, работать с ней, хранить ее, создавать свои произведения. И деньги приходят, потому что он вносит вклад в мир — что-то, чего без него не существовало и что необходимо людям. Вот она, теория добавления стоимости в действии. Еще в фильме о Шемякине был маленький эпизод. Один из его знакомых одержим собиранием черепов. Он страстно отдавался своему увлечению. Через некоторое время его бизнес расцвел и сделал его богатым и счастливым человеком.

Еще одна грань творчества Шемякина — взаимоотношения со смертью. Уверена, что, читая предыдущий абзац, многие подумали: «Черепа? Как отвратительно! (Страшно, противно и т.д.)». Шемякин, как мне кажется, поборол страх смерти. Он относится к ней с уважением, но без почитания или преклонения. Его интересуют любые объекты. Тема смерти в искусстве — одна из самых древних, а один из самых сильных страхов, которые может испытать человек, — страх смерти. Шемякину, как мне кажется, удается переступить через эту искусственно созданную грань. Если что-то лучше выражается через символ смерти, он использует ее в своей картине или скульптуре. Подумайте, может быть, эти мысли могли бы помочь и вам? Страх смерти необходим в той мере, в которой он способствует безопасности человека, и бесполезен, когда он переполняет его, пугает, уменьшает силы.

Творчество Шемякина многомерно. Его интересует не только то, что он сам думает о своем творчестве, но и то, что подумают о нем другие. Какая простая и естественная мысль, скажете вы. Но вы уверены, что каждый художник, создающий скульптуру или архитектуру наших городов, действительно думает о том, будут ли его творения приятны и понятны горожанам? Хотелось бы, чтобы это было так.

Вчера по телевизору показали сюжет о художнице, использующей пуговицы для создания своих картин. Шемякин использует все. Солонки, ножки от стульев, различный хлам. Его интересует форма. Впоследствии он может увеличить интересующий его объект, видоизменить, объединить с чем-то еще и исполнить в каком-либо материале. Удивляет сама способность находить столь многоплановые решения. Обычно люди делают что-то довольно однотипное, как в случае с художницей и пуговицами. Ее ножки от стульев не интересуют так же, как и многое другое. Часто решения наших задач можно найти в слиянии того, что никто раньше не догадывался объединить. Оказывается, этому искусству можно научиться. Вы хотели бы?

Итак, переходим к самой технике, которую удалось смоделировать Андрею Плигину, Алесандру Герасимову и Ирине Седловской. Мне кажется, что техник подобного масштаба, основанных на реальном моделировании, не было уже давно. При этом за 2 дня тренинга мы смогли пройти весь путь: от знакомства с гениальной личностью Шемякина до применения к себе техники. Лично мне удалось получить практический результат, когда я работала с идеями по проведению своего тренинга по управлению временем. Вчера посмотрела еще раз в Интернете: подобных тренингов существует множество. Пройдя по шагам техники Шемякина, мне удалось придумать такие тренинги по управлению временем, реализовать которые не сможет никто в ближайшем обозримом будущем. Например, соединение тренинга по управлению временем с художественной выставкой в формате Биеннале или Ночи Пожирателей Рекламы. Пока это только дерзкая идея, но кто знает, возможно, лет через 10 я смогу ее реализовать. Спускаясь с этих высот в реальную практику, можно использовать новые интересные находки, которые без выполнения этой техники случились бы, возможно, лет через 5. Я уверена, что на следующем тренинге по стратегии Шемякина участников будет ещё больше, и это будут люди неординарные.

Дух захватывает от одной простой мысли. Мы смотрели фильм про Шемякина всего 38 минут, который снял талантливый оператор. Сколько документальных фильмов, ток-шоу, передач и всего интересного проходит незаметно мимо нас? Сколько возможностей ждет своего моделирования? С каждым годом становится все больше книг, видео, аудиоматериалов, информации в Интернете. Я верю в то, что жизнь действительно может стать лучше и что не поздно еще внести в это свой вклад. Это сложно, ведь недаром Шемякин сказал, что не берет в ученики людей, у которых на первом месте деньги, потому что они не смогут пройти по этому пути, где деньги, возможно, придут как награда ближе к окончанию тропинки к мастерству. Но дорогу осилит идущий. Некоторые люди могут пройти по ней шаг, некоторые — короткую дистанцию. Если представить, что каждый человек может вынести из пути по этой дороге крупинку мастерства и добавить ее в общую мозаику, только представьте себе это великолепное панно! Недаром Дэвид Гордон мечтает, что человек может выйти на иную ступеньку — выше, чем сейчас.

Желаю счастливого пути!

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *