...

Роберт Дилтс о лидерстве

Лидерство — это создание мира, к которому хотят принадлежать люди.

Жиль Пажу.


Что такое лидерство?


Определяя, что такое «эффективное лидерство», важно провести различия между «лидером» (leader), «лидерством» (leadership) и «ведением» (leading).

·   Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить.
·   Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным «лидером».
·   Ведение — это результат сочетания соответствующей роли и способности к лидерству, т.е. умения каким-то образом влиять на других людей.

В самом широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели.

В деловой сфере и в организациях лидерство часто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют как «умение выполнить задачу посредством других людей». Лидерство же определяют как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Однако в соответствии с новым взглядом на лидерство лидером считается не тот, кто обладает влиянием просто потому, что он хозяин или начальник. Напротив, лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди».


Мета-, Макро- и Микролидерство


Николе (Nicholls, 1988) указывает, что большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства. Он называет их мета-, макро- и микролидерство.

1. Металидерство — это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права, домашние компьютеры, гласность). Металидерство «связывает индивидов через видение лидера с окружением. Делая это, оно освобождает энергию и создает последователей-энтузиастов».
2. В макролидерстве «роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождение пути и создание культуры…

·    Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему.
·    Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, т. е. такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности…

Макролидерство — это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчиненным ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации».

3. В противоположность вышеперечисленным микролидерство «фокусируется на выборе такого стиля лидерства, который позволяет создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у сотрудников стремление к кооперации в процессе выполнения работы путем подбора подходящего стиля по обеим осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, таким образом, зависит от ситуации и условий… Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере».


Проблемное пространство лидерства



Прежде чем определять некоторые специфические принципы и навыки, которые относятся к уровням микро-, макро- и металидерства, давайте рассмотрим некоторые вопросы или то проблемное пространство, которому должны быть адресованы эти умения. Элементы, которые составляют типичную ситуацию лидерства, включают (а) лидера, который ведет (б) других людей к (в) определенной цели внутри (г) системы. Таким образом, проблемное пространство и лидерские навыки (воспринимаемые с точки зрения лидера) включают организацию таких отношений, как:

1.   с самим собой как лидером;
2.   между желаемой целью или результатом проекта или ситуации;
3.   между сотрудниками и другими людьми, которые влияют на лидера и результат и сами подвергаются влиянию лидера и желаемого результата;
4.   с системой, в которой лидер взаимодействует с другими людьми с целью достичь желаемого результата (рис. 1.1).


Роберт Дилтс о лидерстве рис. 1.1
Рис. 1.1. Общее проблемное пространство лидерства

Однако, как указывает Николе, вопросы, имеющие отношение к проблемному пространству лидерства, будут варьировать в зависимости от того, о каком уровне идет речь: мета-, макро- или микролидерстве.

Так, на метауровне лидерство включает представление (а) о миссии лидера по отношению к (б) более глобальной или всеобщей системе, которой он служит, и (в) обществу, внутри которого лидер действует в отношении (г) руководящего видения, направляющего систему или общество.
Например, Махатма Ганди осуществлял свою духовную миссию в отношении британского и индийского обществ в неспокойном и устремленном к войне мире первой половины XX в. Он реализовал свою миссию через кампанию ненасильственного сопротивления, служившую его представлению о свободной и объединенной Индии (рис. 1.2).


Роберт Дилтс о лидерстве рис. 1.2
Рис. 1.2. Проблемное пространство металидерства

На макроуровне лидерство включает представление (а) о роли лидера внутри (б) организационной структуры и в отношении к (в) профессиональной культуре, в которой лидер действует с целью определить (г) путь, который приведет к достижению цели, и следовать этим путем.

Например, в конце 1980-х годов Джон Скалли, будучи президентом и исполнительным директором компании Apple Computer, работал над созданием в организационной структуре своей компании инноваций, позволяющих развивать и поддерживать культуру «высоких технологий». Это позволило компании следовать путем, который привел к стабильному росту доли Macintosh на рынке персональных компьютеров (рис. 1.3).


Роберт Дилтс о лидерстве рис. 1.3
Рис. 1.3. Проблемное пространство макролидерства

На микроуровне лидерство включает представление (а) о статусе лидера и его личных возможностях в отношении (б) фильтров восприятия и мотивации его сотрудников с целью определить и достичь (в) специфических целей в (г) определенном окружении.

Например, чтобы стимулировать предложение новых идей и инноваций в мультипликации, во время «мозгового штурма» Уолт Дисней должен был использовать собственные творческие и коммуникационные навыки. Его успех зависел от его способности переходить из состояния энтузиазма в состояние сосредоточенности во время взаимодействия с аниматорами, музыкантами, сценаристами, продюсерами и т. д. в рабочей комнате в его студии (рис. 1.4).


Роберт Дилтс о лидерстве рис. 1.4
Рис. 1.4. Проблемное пространство микролидерства


Уровни лидерства


Роберт Дилтс о лидерстве. Уровни лидерства
Эффективное лидерство, совершенно очевидно, включает обращение ко всем перечисленным уровням, и неважно, идет ли речь о личности самого лидера, других людях, системе или целях.
Микролидерство, в первую очередь, обращается к уровням окружения, действий и возможностей. Это такие вопросы, как «где?», «когда?», «что?» и «как?».
Макролидерство фокусируется на уровнях убеждений, ценностей и ролевой идентификации. Это такие вопросы, как «почему?» и «кто?», помимо «где?», «когда?», «что?» и «как?».
Металидерство делает акцент на уровне духовности и идентификации. Это следующие вопросы: «кто еще?» и «что еще?», которые образуют видение и цель, выходящие за рамки всех других уровней лидерства.

Движение от видения к действию
Типичный путь изменения в разумно устроенной организации включает движение от уровня видения к уровню действия.

От видения к действию

Роберт Дилтс о лидерстве. От видения к действию.

Необходимы лидерские способности всех трех уровней — мета-, макро- и микро-, чтобы стимулировать и управлять различными процессами, которые составляют переход от видения к действию.
Металидерство вдохновляет и создает мотивацию путем трансформации видения в миссию и создания сообщества внутри системы.
Макролидерство создает стратегию по реализации видения и миссии путем определения ценностей, культуры и пути достижения желаемого состояния.
Микролидерство предоставляет структуру, позволяющую трансформировать культуру и путь в набор конкретных задач и взаимоотношений (рис. 2.2).


Базовые навыки лидерства


Лидерские навыки должны быть адресованы каждому ключевому элементу, который составляет проблемное пространство лидерства. К ним относятся:
1.   личность лидера;
2.   отношения лидера с его сотрудниками;
3.   система, внутри которой действует лидер;
4.   цель, которой стремятся достичь лидер и его сотрудники в данной системе.
В этой книге рассматривается обширный набор навыков, адресованных различным элементам, составляющим понятие лидерства: личностные навыки, навыки отношений, навыки стратегического мышления и навыки системного мышления.


Роберт Дилтс о лидерстве. Базовые навыки лидерства
Рис. 1.10. Базовые навыки лидера

Личностные навыки имеют отношение к тому, как лидер ведет себя в той или иной конкретной ситуации. Личностные навыки позволяют лидеру выбирать или конструировать наиболее подходящие для данной ситуации состояние, установки, фокус и т.д. В каком-то смысле личностные навыки являются процессом, в котором лидер руководит самим собой.
Навыки отношений — это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединиться к модели мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Поскольку лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путем влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства.
Навыки стратегического мышления необходимы для того, чтобы определять специфические цели и задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и затем установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Ключевой элемент эффективного стратегического мышления — определение того, какие операторы и операции окажутся наиболее эффективными и будут наилучшим образом способствовать движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния.
Навыки системного мышления используются для того, чтобы определить и понять проблемное пространство, в котором будет действовать лидер, его сотрудники и организация в целом. Системное мышление является основой эффективного решения проблем и способности создать хорошо функционирующую команду. Способность мыслить системно, практически и конкретно, вероятно, является наиболее значимым показателем зрелости лидера (рис. 1.10).

Моя собственная профессиональная миссия включает работу в качестве ведущего семинаров, консультанта, писателя, разработчика программных продуктов, а также директора и содиректора нескольких небольших компаний и тренинговых организаций. Эта работа подразумевает взаимодействие с другими людьми один на один, в команде, а также с очень большими группами. Таким образом, я имел богатую возможность получить личный опыт в определяемых в данной главе аспектах проблемного пространства лидерства. Моя работа также обеспечила мне возможность попробовать и оценить все перечисленные типы лидерских навыков и проверить их отношение к эффективному лидерству. Я полагаю, что все они являются важными аспектами «создания мира, к которому хотят принадлежать люди».


Мастерство лидерства


Усвоение этих навыков поможет вам в совершенстве овладеть всеми ключевыми аспектами лидерства. Ниже следует список некоторых признаков мастерства лидера, которые мы будем исследовать в этой книге.

Что такое лидерство?
Личное мастерство — остояния. Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений.
Мастерство проблемного пространства — система. Тщательное изучение системы. Нахождение релевантных элементов и вопросов. Разделение пути на управляемые шаги.
Мастерство коммуникации — послания. Развитие вербальных и невербальных навыков. Использование различных репрезентативных каналов. Интерпретация и организация метасообщений.
Мастерство отношений — раппорт. Принятие множественных точек зрения. Понимание различных стилей мышления. Осознание позитивных намерений.

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *