...

Почему у нас не получается экономить?

Написать эту статью меня побудил отзыв одного из участников моего курса «Куда уходят деньги?». Мы общались после курса, и он сказал, что не очень понимает и принимает идею экономии. Я начал рассказывать про два источника приумножения денег: больше зарабатывать и меньше тратить. Но я снова заметил у него ту же реакцию, что и на тренинге на слово «экономия» он хмурился, напрягался и хотел что-то возразить, не дослушав меня до конца.

Мы стали обсуждать его реакцию и обнаружили то, что очень часто встречается в нашей культуре, а именно деструктивную склейку «экономия = бедность». Тот участник очень ярко описал общие негативные установки о деньгах. В умах многих россиян историей нашей страны заложена простая идея: если нужно оптимизировать или экономить, значит, у нас мало или недостаточно денег. А следовательно, мы как будто не можем позволить себе реализовывать свои желания, попадаем в рамки, ужимаемся… Не мне вам рассказывать, когда наше общество проходило через подобные непростые этапы жизни в прошлом.

В этой статье я хочу разграничить два вида экономии: деструктивную бедность и разумную экономию. И переход от одной к другой ознаменует большее накопление финансов в вашей жизни. Ведь именно разумная экономия позволяет приумножать капитал, сохраняя уровень и качество жизни. Давайте разбираться.

После того разговора с участником своего курса я начал прицельно говорить со своими друзьями, коллегами и клиентами о вопросе экономии: как люди относятся к такому варианту сохранения финансов в жизни. Многие считают, что это очень важный и полезный навык, которому обязательно стоит учиться! Кто-то даже говорил, что это очень необходимо и в ближайших целях стоит подобный приоритет. Но… Мало кто говорил, что реально экономит средства в своей личной финансовой жизни. На мой вопрос: «Почему, понимая важность экономии, вы не привносите ее в свою жизнь?» — появились совсем другие ответы: «Я не настолько опустился, чтобы экономить», «У меня пока достаточно денег, чтобы не отказывать себе», «Никак не могу начать себя ограничивать» или «Я не готов отказывать себе в статусе». Получается странный двойной посыл: я хочу экономить, но не готов переходить к непосредственным действиям, потому что это меня ограничит/обеднит/зажмет и т.д.

Что же получается? Та самая негативная психологическая склейка «экономия = бедность». На консультациях мы с клиентами часто находим причины в прошлом опыте: это и детство, которое у многих, родившихся в советском союзе, было не самым роскошным, и родовые послания, говорящие про равенство бедности и экономии. Что особо интересно — отсутствие осознанных покупок в мире «потреблядства». О чем это? Да о том, что мы часто не задумываемся о функции той или иной покупки. Я приобретаю товар для чего? Чтобы пользоваться всеми фишками устройства? Или чтобы в этом бренде меня видели другие, и это подчеркивало мой статус? Или же мне важно чувствовать себя современным и продвинутым? А может, мне просто нравится внешний вид той или иной покупки…

Мне кажется, что, помимо деструктивных убеждений, ограничивающих от приумножения благосостояния, многим мешает отсутствие осознанности. И правда, задумывались ли вы, зачем вы покупаете? Или можно спросить точнее: а зачем вы покупаете именно в таком магазине или именно такой бренд? Зачастую за подобным выбором стоит не только близость того или иного магазина. Мы давно не покупаем вещи — мы покупаем ценности, которые стоят за совершенным выбором.

Ответив себе на вопрос «зачем?», мы можем глубже понять смысл своих покупок. Например, человек хочет приобрести дорогой телефон. Помимо функций, которые он собирается использовать, есть еще «другой смысловой уровень» — ценности. Это может быть +10 к статусу или +15 к стилю. А может быть, и все вместе. И тогда вопрос: «Готов ли наш человек покупать такой «бонус» помимо функций самого аппарата?»

В этом и заключается осознанная и разумная экономия: когда вы понимаете всю ценность своих покупок и соглашаетесь на нее, тогда вы точно знаете, куда уходят ваши деньги.

А причем тут экономия? При том, что если вы не готовы платить за статус таким образом, то вы уже снижаете собственные расходы. Например, вы точно осознаете, что статус можно нарастить и другим способом, но в то же время, если вы хотите и готовы покупать его, то вперед, это тоже один из важных и возможных ресурсов.

В следующий раз, совершая покупку, спросите себя, а зачем на самом деле вы сейчас приобретаете товар или услугу за такую сумму?

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *