...

Как слоненок подружился со словарными словами (обучающая метафора)

На создание этой обучающей метафоры, помогающей выработать успешную стратегию запоминания словарных слов, и написание данной статьи повлияли три различных творческих процесса, в которые я оказалась вовлечена.

Первый из них — это исследовательская деятельность, осуществляемая коллективом учителей московской общеобразовательной школы №507 «РОСТ» и научным руководителем нашего Центра и ГЭП «Исследование познавательных стратегий школьников», к.п.н. А. А. Плигиным, о том, как, применяя методы НЛП, повысить уровень грамотности учащихся на уроках русского языка. Благодаря этим исследованиям была выявлена успешная стратегия запоминания словарных слов («Вестник НЛП» №№ 1, 2) и создана технология обучения учеников 1 – 5 классов на основе развития данной стратегии:
                                                                                      Ке
Ве  ———> (Biп  ———> Bik)n  ———> К+  ———> Ве

Приведенная выше графическая запись (язык записи внутренних мыслительных стратегий, который изучается на мастерском курсе) означает следующее:

1. Посмотреть на слово, выделяя фрагмент слова, требующий орфографической зоркости (Ве).
2. Представить слово во внутреннем плане действия на прозрачном экране (Biп).
3. Создать образ буквы, требующей особого внимания в этом слове (Bik). С помощью изменения визуальных субмодальностей (цвет, форма, движение и т.д.) придумать разные варианты этого образа (Biп  ———> Bik)n.
4. Выбрать самый приятный, эмоционально значимый вариант (К+).
5. Записать слово и увидеть в нем эмоционально-значимый образ (Ке).
                                                                                                                   Ве

В своей монографии «Личностно-ориентированное образование: история и практика» Андрей Плигин обращает внимание на то, что «…очень важно, чтобы дети имели много разных инструментов использования и запоминания одного и того же правила: слушать сказку, рассматривать картинку, рисовать самим, подключая свою фантазию с одной стороны и логическое мышление — с другой…».
О том, как придумывать картинки к словарным словам, какие есть особенности и нюансы применения такого инструмента, как рисование на уроках русского языка, вы можете подробно узнать в книге А. А. Плигина «Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова». Предлагаемая читателю обучающая метафора — это еще один инструмент, который в сочетании с другими методами дает возможность закрепить у детей успешную стратегию запоминания словарных слов. Для сравнения в этой метафоре приведены примеры как успешной стратегии запоминания словарных слов, так и неуспешной.

Во-вторых, это участие в семинаре «великого мастера метафор в НЛП» Дэвида Гордона, который состоялся весной 2005 года и был посвящен искусству создания «волшебных историй». Основываясь на способности метафор создавать яркие и понятные образы, хранящиеся в памяти долгое время, мы можем использовать этот инструмент в процессе обучения, помогая ученикам не только понять сложный материал, но и надолго запечатлеть его в памяти. В приведенной здесь метафоре отражена последовательность шагов эффективной стратегии запоминания словарных слов для учеников младших классов, поэтому выбраны именно такие герои сказки — зверята, их слова и поступки внутри сюжета, место действия — загадочная страна Африка. Все эти нюансы продуманы с целью создания сказки, помогающей ученикам младших классов не только запомнить словарные слова, но и сделать процесс обучения более легким и доступным, что, в свою очередь, способствует получению удовольствия во время обучения и помогает более глубокому пониманию и усвоению учебного материала. Для учеников другого возраста вы легко сможете сами придумать героев и сюжет.

В-третьих, это мое общение с собственным ребенком и его друзьями на момент написания метафоры (ученики 4 – 5 классов). Они были первыми слушателями и «проверяющими». Благодаря их мнению о самой сказке, добавлениям в сюжетную линию и, безусловно, полученным результатам после написания словарного диктанта, эта обучающая метафора стала частью технологии развития грамотности, используемой в школе №507 в таком виде, в каком она представлена вам, уважаемые читатели журнала «Вестник НЛП».

Желаю приятного и познавательного чтения. Для тех, у кого есть дети, — радости и удовольствия от совместного обучения. Надеюсь, что вы сможете и захотите написать подобные сказки своему ребенку для решения различных учебных задач!


***
Где-то далеко-далеко, в жаркой солнечной Африке, за развесистыми кокосовыми пальмами встает ярко-желтое солнце и освещает подножие самой высокой горы АЛОКШ, куда каждое утро, вместе с рассветом, собираются зверята-ребята. Первым всегда прибегает веселый страусенок КИНЕЧУ, за ним, важно покачивая большой головой, приходит слоненок-длинный нос, неся на спине свой большой ранец. Следом за ним, громко крича  и дожевывая на ходу бананы, прибегают мартышки-хитрюшки. Скромно фырча и перетаптываясь с ноги на ногу, подходят близнецы носорожки-похожки. Ласково улыбаясь, встречает их всех ученый жираф ТЫПО.

Зверята-ребята всегда стараются прийти пораньше, чтобы, удобно устроившись каждый под своей пальмой, разложить на маленький пенек перышки и огромные листы для записи, а также поболтать с друзьями о том, о сем, побегать, разминая свои лапки, перед началом уроков. И как только звонкими фанфарами старый слон АТХАВ возвещает о начале занятий, все рассаживаются на свои места.

Ученый жираф ТЫПО знает множество удивительных вещей! Он знакомит зверят-ребят с разными науками, объясняет их законы и правила и, что самое важное, помогает с ними подружиться, ведь дружба со знаниями дает так много интересного и полезного каждому.

Зверята уже дружат с арифметикой, в которой главенствуют цифры, живущие по определенные правилам и соблюдающие законы взаимодействия. Например, подружившись с арифметикой, мартышки-хитрюшки перестали ссориться по утрам из-за того, кто сколько бананов съел на завтрак. Теперь они могли легко разделить их поровну и даже стали угощать своих друзей.

Научившись читать, гиппопотамка-танцевалка с удовольствием рассказывала своим многочисленным племянникам удивительные сказки из разных книг. А иногда, по вечерам, все зверята-ребята собирались вместе и читали книжки друг другу вслух.

Научившись писать, зверята-ребята стали писать письма своим друзьям, живущим на далеких-далеких островах. И теперь они могли узнавать новости их жизни прямо «из первых рук».

А совсем недавно жираф ТЫПО познакомил зверят-ребят с волшебным языком, который состоит из восьмиста особенных слов, которые пишутся совсем не так, как слышатся. Эти слова пришли в язык от разных зверей и птиц, и поэтому правила, по которым они пишутся, были либо утеряны, либо забыты. И чтобы правильно написать эти слова, их нужно запомнить. И целых три недели подряд ученый жираф ТЫПО проводит диктанты по особенным словам.
Запоминать эти слова было так увлекательно, интересно и легко, что почти все зверята смогли быстро подружиться с ними и с удовольствием писали диктанты правильно.

И вообще, все уроки, которые проводил жираф ТЫПО, были очень интересными, поэтому время пролетало практически незаметно, и ребята-зверята с большим удовольствием приходили каждое утро к подножию самой высокой горы АЛОКШ.

Но последнее время стали происходить очень странные вещи. Страусенок КИНЕЧУ, прибегавший всегда самым первым, теперь приходил не просто самым последним из всех учеников, но и даже после фанфар слона АТХАВ. Жираф ТЫПО уже несколько дней подряд укоризненно качал головой, глядя, как страусенок, опустив голову низко-низко, тихонько пробирается под свою пальму. И во время уроков малыш стал вести себя очень странно. Если раньше его веселый, переливчатый смех был слышен даже во время урока, когда он один из первых поднимал свое крылышко, чтобы ответить на вопрос жирафа ТЫПО, то теперь он сидел на уроках тихо-тихо и прятал глаза в песок. А после уроков убегал самым первым, иногда даже забывая сказать всем «до свидания».

И зверята-ребята, и жираф ТЫПО очень удивлялись и хотели понять, что же происходит с их веселым страусенком КИНЕЧУ! Из-за чего он стал таким тихим и грустным?

А произошло вот что…

Как раз в то время, когда жираф ТЫПО начал знакомить зверят-ребят с волшебным языком, примерно на второй неделе, заболели близняшки носорожки-похожки. Они пропустили несколько дней, а ходить в гости, чтобы проведать их, узнать, как они себя чувствуют, и поделиться тем, что рассказывал жираф ТЫПО, зверятам было ну никак нельзя. Тогда и слоненок-длинный нос, и мартышки-хитрюшки, и страусенок КИНЕЧУ стали писать им длинные подбадривающие письма, чтобы близняшкам-носорожкам было веселее болеть. Ведь хорошо известно, что хорошее настроение очень способствует скорому выздоровлению. Как и надеялись все зверята-ребята, носорожки-похожки быстро поправились и в одно прекрасное утро пришли к подножию высокой горы АЛОКШ. Все были очень рады снова увидеть их здоровыми! Близняшки-носорожки были довольны больше всех, ведь они несколько дней подряд не видели своих друзей, не болтали с ними о том, о сем, а только читали длинные подбадривающие письма. И как раз именно по этим письмам они хотели задать несколько вопросов своим друзьям.

В письмах зверята-ребята писали о том, что кокосовые ОРЕХИ дают организму силы для выздоровления. А вот страусенок КИНЕЧУ писал про какие-то кокосовые АРЕХИ. И носорожкам-похожкам было очень интересно, что это за АРЕХИ, которые могут им помочь?
И еще друзья советовали полежать и погреться на теплом ПЕСКЕ, а страусенок писал, что, когда болит горло, нужно прикладывать теплый ПИСОК. И носорожки никак не могли понять, то ли это разные вещи, то ли где-то что-то неправильно.

Носорожки-топтыжки спросили у страусенка КИНЕЧУ, о чем же он все-таки писал в своих письмах? И в этот момент всем стало понятно, что ОРЕХ и АРЕХ, ПЕСОК и ПИСОК — это одно и то же, просто страусенок ошибся в буквах, когда писал эти слова из волшебного языка. Страусенок КИНЕЧУ сначала настаивал, что именно он написал слова правильно, но, вспомнив, что последнее время только он один получает после написания диктанта всего 1 или 2 кокосовых ореха, когда все остальные зверята-ребята получают 4 или даже 5, грустно опустил голову и убежал.
И вот с этих самых пор уже несколько дней страусенок КИНЕЧУ приходил на уроки самым последним, даже после того как слон АТХАВ трубил фанфары, сидел тихо-тихо, пряча глаза в песок, и убегал самым первым, забывая сказать всем «до свидания».

Зверята-ребята решили помочь страусенку, так как они были его друзьями. Но как же это сделать? Ведь теперь он перестал с ними болтать о том, о сем, все время убегал один и прятался неизвестно где. И тогда слоненок-длинный нос сказал: «Я найду страусенка КИНЕЧУ и помогу ему подружиться с волшебным языком. Я очень хочу, чтобы страусенок был опять с нами, и его веселый, переливчатый смех был слышен даже во время уроков!»

И слоненок-длинный нос, повесив на спину свой большой ранец, отправился на поиски страусенка.

А страусенок КИНЕЧУ в это время сидел один на берегу водопада и с тоской смотрел в прозрачную воду. «Ну почему же у меня никак не получается подружиться с этими словами из волшебного языка?» — размышлял он вслух. «Ну почему же я никак не могу получить все 5 кокосовых орехов от жирафа ТЫПО за правильно написанный диктант? Ведь я так стараюсь, каких только способов не придумываю! Я по 10 раз в день проговариваю каждое из этих трудных слов и целиком, и по слогам, и вслух, и про себя, и даже пою их. Но как только начинаю писать, все исчезает из моей головы — то ли ПЕСОК, то ли ПИСОК — ну совсем не помню и совсем непонятно».

— И что же ты тогда делаешь, когда выбираешь букву? — спросил слоненок-длинный нос, который нашел страусенка и случайно услышал его последние слова.

Сначала страусенок подумал, что слоненок пришел посмеяться над ним и даже скорчил ему страшную рожицу, чтоб тот отстал, но… Слоненок, продолжая тепло улыбаться, подошел к нему поближе, снял со спины ранец и сел рядом. И так страусенку стало спокойно от его улыбки, так захотелось поделиться с другом своими бедами, что он продолжил едва слышным из-за шума водопада голосом.

— Я просто выбираю ту букву, которая мне на данный момент больше нравится, потому что слово с ней красивее звучит, или ту букву, которой давно не было в других словах. И у меня редко получается угадать, какая же из них живет в этом слове. И поэтому мне очень грустно, ведь я никак не могу подружиться со всеми волшебными словами.
— И поэтому ты стал таким тихим и грустным? — спросил слоненок.

— Да, и поэтому я и прихожу как можно позже утром и убегаю со всех ног после уроков, чтобы другие зверята не смотрели на меня сочувственно и не спрашивали, сколько кокосовых орехов я получил за диктант.

Страусенок выпалил все это на одном дыхании и тяжело вздохнул.

— А я легко смог подружиться с этими особенно трудными словами из звериного языка, — сказал слоненок-длинный нос. — Ты знаешь, что я пишу диктанты каждый раз на 5 кокосов. Хочешь, расскажу тебе, как я это делаю?

— Конечно, хочу, — ответил страусенок.

— Смотри, — сказал слоненок, — главное, увидеть. Сначала внимательно посмотри на само слово, на то, как оно написано, какие буквы в нем живут и дружат между собой. Возьмем, например, слово ПЕСОК.
Теперь представь себе прозрачное, чистое, как вода в водопаде, стеклышко и то, как ты пишешь яркими красками и своим перышком на нем это же самое слово ПЕСОК. В нем целых 5 букв, и только одна — сложная. Это буква Е. Как с ней можно подружиться? Да очень просто! Поиграй с ней! На что она похожа? Может быть, это желтый пятнистый удав свернулся петлей на солнышке, грея свое длинное тело…

Страусенок улыбнулся и сказал:
— Возможно. И если этот удав пролежит на солнце слишком долго, то он потемнеет и станет черным, сильно загоревшим удавом.

— А может быть, — воскликнул слоненок, — лучи солнца запутаются среди его коричневых пятен, и он станет сверкающим, будет мерцать и переливаться, как капля воды на солнце?
— Может быть, пятна на его шкуре захотят спрятаться от солнца, и тогда это будет удав, по которому бегают яркие коричневые пятна?
— Ага, или удав, на котором пятна, если прямо на них светят солнечные лучи, станут маленькими-маленькими, а как только солнце спрячется за тучкой, большими-большими?

А может быть, он… И много разных вариантов придумали слоненок-длинный нос и страусенок КИНЕЧУ.
— А теперь придумай, на что похожа эта буква больше всего? — спросил слоненок.
— Пусть будет очень сильно загорелый удав, свернувшийся петлей на солнце, — сказал страусенок.
— А теперь напиши слово «ПЕСОК», — посоветовал слоненок.

Страусенок взял свое перышко, огромный лист для записи и задумался.
— Я вижу два варианта этого слова: ПЕСОК и ПИСОК. А! Вспомнил! Загорелый удав! Он мне так нравится! Пишу букву Е — она похожа на свернувшегося петлей загорелого удава! Да, теперь этот удав живет на моем листе и написан моим перышком. Посмотри, слоненок!
— Да, ты прав, мы можем посмотреть на твоего удава вместе, и слово ПЕСОК ты написал абсолютно правильно!
— Вот так я и подружился с этими особенными трудными словами из волшебного звериного языка, — сказал слоненок.
— Теперь я тоже с ними легко подружусь, — радостно ответил страусенок.

Слоненок-длинный нос отправился по своим делам, а страусенок стал готовиться к завтрашнему диктанту.

— Так, слово «Орех» совсем не понятно как писать: то ли Орех, то ли Арех. Хорошо, посмотрим на него. Ага, буква «О» — она сама похожа на большой кокосовый орех: такая же круглая и, должно быть, сладкая. Значит, на стеклышке я представляю слово «Орех» с кокосовым орехом на месте буквы «О». Вкусное слово. А теперь пишу «Орех» и смотрю, есть ли кокосовый орех в написанном мною слове? Есть! Значит, получилось вкуснятина. Теперь посмотрим на слово ПЛАТОК. Ага, в этом слове живет буква А. На что же она может быть похожа? О, придумал! Буква А похожа на парусник, которой сделан из этого ПЛАТКА. Представляю на стеклышке слово «ПЛАТОК» с буквой «А» в виде большого белого паруса. Красиво! Я люблю смотреть на море, по которому плавает парусник, — мне очень нравится. Так, и теперь пишу перышком на листе «ПЛАТОК» и смотрю, есть ли парус в написанном мною слове «ПЛАТОК»? Есть! Значит, правильно. Очень легко и приятно запоминать волшебные слова. Сейчас запомню еще несколько слово и пойду играть в футбол! — весело подумал страусенок КИНЕЧУ. — О, как раз надо запомнить слово «ФУТБОЛ». Итак, смотрю на слово «ФУТБОЛ», представляя его на прозрачном, как капли водопада, стеклышке. Всего 6 букв, из которых сложная только одна — «Т». На что же она похожа? Ага, она похожа на меня, когда я стою на воротах и жду мяч, то точно так же расставляю руки в разные стороны. Ух, ты, когда я — вратарь, то похож на букву «Т», или, наоборот, буква «Т» похожа на меня-вратаря, стоящего в воротах с разведенными в разные стороны руками. Здорово! Теперь пишу слово «ФУТБОЛ», смотрю, есть ли в нем я-вратарь. Есть! Ура, получается!

И так страусенок играл со всеми словами из предстоящего диктанта и даже из прошлых, собрав особенную коллекцию разных особенных слов. А потом побежал играть в ФУТБОЛ на ПЕСКЕ у моря вместе со всеми своими друзьями. И, когда ему было особенно жарко, он вытирал капельки пота ПЛАТКОМ, а после игры они все вместе ели вкусные ОРЕХИ.

И когда на следующее утро лучи солнца окрасили в яркие цвета подножие горы АЛОКШ, ученый жираф ТЫПО продиктовал зверятам-ребятам диктант из особенных слов, и страусенок первый раз в своей жизни получил целых 6 сладких кокосов. И кто из вас захочет поспорить, каждое ли утро после этого страусенок ел кокосы или нет?

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *