...

Использование семантических образов на уроках русского языка

Посвящается
моему учителю, коллеге и
близкому другу А. А. Плигину

Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования.
В процессе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки по разработке модели личностно-ориентированного образования и под руководством к.п.н. А. А. Плигина мы апробировали ряд способов учета личностной семантики школьников. К ним относятся:

1. Использование семантических образов;
2. Использование семантических когнитивных карт;
3. Использование семантических обучающих метафор и семантических обучающих сказок.

В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников.
Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации. Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина — в виде системы пиктограмм и т. д.
В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами.
Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:

— образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
— образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием;
— образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
— образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
— образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
— образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме.

Конечно, работа с семантическими образами может быть полезной в рамках любой школьной дисциплины. Ниже приведен пример семантического образа, созданного одним из учеников на уроке химии:

Использование семантических образов на уроках русского языка

Мы же свою работу строили преимущественно на уроках русского языка, что связано с профессиональным образованием автора статьи. Поэтому далее мы приводим образцы детского творчества по созданию собственных семантических образов для запоминания словарных слов:















Использование семантических образов на уроках русского языка Использование семантических образов на уроках русского языка Использование семантических образов на уроках русского языка
Использование семантических образов на уроках русского языка Использование семантических образов на уроках русского языка Использование семантических образов на уроках русского языка
  Использование семантических образов на уроках русского языка  

Как видно из представленных примеров, дети отобразили словарные слова в тех образах, которые они сами представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.
Использование системы запоминания словарных слов через собственные семантические образы было апробировано нами в 4 — 7 классах школы № 507 г. Москвы.
По результатам апробации этого способа можно судить о его эффективности.
Так, спустя полгода после предварительной работы с семантическими образами, нами было проведено 24 коротких диктанта, которые составлялись из 15 — 30 слов и проводились по мере того, как учащиеся успевали создавать собственные семантические образы.
В начале экспериментальной работы были предложены начальные проверочные диктанты, включающие в себя те словарные слова, написание которых ученики изучили до работы с семантическими образами. До использования этого способа количество учащихся, которые делали ошибки в написании словарных слов, было достаточно велико: от 64% в 4-х классах до 78% в 6-х классах.
Результаты использования методики создания семантических образов словарных слов приведены в таблице № 1 ниже.

ТАБЛИЦА № 1
Динамика изменения количества допущенных ошибок в написании словарных диктантов в 4 — 7 классах


Использование семантических образов на уроках русского языка

Как видно из приведенной таблицы, количество учащихся, допускавших ошибки в словарных словах, по результатам проверки остаточных знаний через полгода после обучения снизилось практически вдвое, что свидетельствует о высокой эффективности применяемого личностно-ориентированного способа формирования познавательной деятельности. Остаточные знания учащихся указывают на высокую прочность их усвояемости.
Кроме того, по результатам наблюдений за тем, какие образы легче всего удерживаются детьми в памяти и практически не забываются по прошествию большого периода времени, нами были сформулированы требования к семантическим образам словарных слов, которые могут быть универсальными. Выше приведены примеры именно таких образов.

Требования к универсальным образам словарных слов:

семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания. Редкость употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде —ОрО-).

В настоящий момент на основе этих требований нами создаются совместно с детьми школьные словари с картинками словарных слов.
Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе над любыми теоретическими и практическими темами из курса русского языка и литературы. Например, изучая текстоведение, ученик такие типы текстов, как описание, повествование и рассуждение, изображает на рисунке в виде трех могучих ветвей дуба. Другой ученик, рассказывая о стилях речи, создает ментальную картинку в виде человеческой руки: большой палец в сторону — разговорный стиль; остальные пальцы — книжные стили — располагаются рядышком: художественный, публицистический, научный и самый дальний, мизинец, — официально-деловой. Такой семантический рисунок отражает и логику, и личное восприятие учащегося.
Во время словарно-орфографической работы на уроке (а словарные слова можно давать тематическими блоками: квартира, музей, театр, цирк, осень, океан и т. п.) детям предлагается игра в ассоциации. Они занимаются внутренней визуализацией, обсуждают и решают, какая из внутренних картинок способна стать символом их «тематических» ассоциаций (океан — рыба-кит, цирк — жизнерадостный клоун, зима — мороз и т. п.). Каждый учащийся рисует в тетради свою собственную картинку, раскрашивая ее любимыми цветами. В зависимости от типа урока, времени, отведенного на словарную работу, данный процесс может упрощаться: без игры в ассоциации ребятам предлагается заготовленная на доске картинка со словарными словами и работа начинается сразу с придумывания внутренних образов.
Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, и, конечно же, познавательная деятельность начинает носить творческий и субъектно-личностный характер.
После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания семантических образов, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например, иллюстрируя какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.
Так, в тетрадях по литературе появляются сначала цветные схемы (всевозможные кружочки и квадратики, окруженные и соединенные стрелочками), а затем картинки-символы, показывающие, как ребенок понял текст, воспринял его, и насколько близок ассоциативный символ, созданный учеником, художественному миру писателя и т. п.
Для формирования читательских умений, развивающих интеллектуально-образное мышление, в процессе подготовки творческих работ учащиеся получают разные задания:
графически показать основные сюжетные линии произведения и их элементы или взаимосвязь содержательных компонентов композиции (портрета, пейзажа, внесюжетных элементов, художественной детали и т. п.);
найти в тексте художественную деталь-символ и ассоциативной картинкой объяснить ее участие в эпизоде (в произведении) или создать визуальный образ, включающий в себя художественную деталь текста, объясняющую основную мысль эпизода (идею произведения);
через визуальный образ выразить тему, проблему, идею произведения и т. п. Итогом такого творческого процесса, как правило, является не просто картинка-иллюстрация, а ассоциативный рисунок, сопровождаемый выдержками из текста и комментариями автора работы (или только цитаты, или собственное высказывание).

В разработке данных подходов принимали участие учителя методического объединения словесников школы № 507. Мы надеемся, что наш опыт поможет коллегам других образовательных учреждений и вдохновит их на собственное творчество.

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *