...

Анекдоты, отфильтрованные Александром Герасимовым (выпуск 22)

Добрый день, уважаемые читатели «Вестника НЛП»!


Время движется вперед, и вот по календарю мы добрались до апреля. А по факту, когда после недели с 15-ю градусами тепла температура опускается до минус 3 и выпадает снег, мы видим возвращение зимы. Я думаю, что такие флуктуации температуры лишь подтверждают «Закон сохранения энергии и вещества», согласно которому, как вы помните, если где-то что-то прибыло, значит, где-то что-то должно убыть. И, возможно, исходя из стремления систем к балансу, заданное нашим климатом количество теплых дней должно компенсироваться соответствующим количеством прохладных. Только раньше баланс достигался плавными переходами от теплого времени года к холодному. Теперь же переходы становятся более резкими. А в будущем, я думаю, мы дойдем до ситуаций, когда неделя с температурой +15С в феврале будет компенсироваться неделей с  -10С в июле — то-то весело будет жить! Поехал зимой на горнолыжный курорт — бери с собой плавки и ласты, отправился летом на море — прихвати с собой шарф и шапку-ушанку.


А еще, чтобы не путаться и не расстраиваться из-за того, что на календаре сейчас весенние месяцы, а на улице зимние, предлагаю упразднить названия месяцев вообще. Давайте сделаем даты обезличенными, чтобы не попадать каждый раз под коллапс якорей при несоответствии названия месяца конкретным условиям окружающей среды. Для этого каждый день будет просто соответствовать своему порядковому номеру в рамках одного года, например: 1 января — 1-й день, а 31 декабря — 365-й день, 8 марта — 67 день, 1 апреля — 91-й день года и т.д. Не знаю, как вам, а по мне так даже удобнее ориентироваться при планировании: прошло 100 дней — почти треть года позади, прошло 200 дней — уже осталось меньше полугода, следовательно, пора перепроверить, укладываюсь ли я в планы или нужно поторопиться. Есть, конечно, один минус при таком построении календаря — это Високосный год. Но, с одной стороны, сдвиги будут происходить только один раз в четыре года, а с другой — небольшое разнообразие никому не помешает :)


Ладно, это все были прожекты и попытки адаптироваться к постоянным переменам в окружающем мире, а анекдоты, как вы понимаете, сами не найдутся и не «прокомментируются». Поэтому, несмотря на практически полную занятость тренингами и консалтингом в период с 74 по 198 дни, приходится изыскивать любые свободные часы для фильтрации анекдотов.


Первая история повествует о любителях пошутить 1-ого апреля и о том, что механизм раскрутки «Обращение к себе» — страшная сила (это я для мастеров НЛП).


***


1 апреля выпало молодому и
неопытному пилоту первый
раз совершать посадку на
маленьком аэродроме
в ночное время. Перед
посадкой решает он пошутить
и выпендриться, показав
диспетчерам, что типа крутой.
Подлетая к аэродрому, он, вместо
обычных позывных, говорит:
 — Угадай, кто?!?!
А диспетчер тоже с юмором попался,
не растерялся. Гасит он посадочные
огни и отвечает:
— Угадай, куда?!!??


Как видите, этот поучительный случай напоминает, что, прежде чем нарушать хотя бы одну процедуру в отлаженном Т.О.Т.Е., необходимо подумать о том, какие еще шаги могут претерпеть изменения. Иначе система выйдет из-под контроля, и хлопот не оберешься. Также в данной истории мы можем наблюдать пример ассоциативного мышления, когда диспетчер аэропорта «подыграл» пилоту, отзеркалив глагол «угадай», и вместо вопроса «кто?» предложил по аналогии свой вариант — «куда?».


Еще одна праздничная дата выпала на апрель, а именно на христианский праздник Святой Пасхи. Многие люди в поисках духовного равновесия обращаются к религии, где накоплен тысячелетний опыт духовного развития, но есть среди них и такие, как в следующем анекдоте.


***


Два приятеля встречаются, и
один другому с праведным
возмущением рассказывает:
 — Представляешь, вчера в церковь
ходил, ну, грехи там исповедовать,
 все такое. Смотрю, входит какая-то
женщина и КУРИТ!!!
Ты можешь себе такое представить?!
Это просто ни в какие ворота не лезет!
КУРИТЬ В ЦЕРКВИ!!! Народ
вообще всякий стыд потерял!!!
В общем, я так остолбенел,
что у  меня чуть пиво из рук не выпало!


Такой вот глубокий философский анекдот. Почему философский, спросите вы? А потому, что некоторые говорят, что далеко не все НЛПеры следуют пресуппозиции «Карта не равна территории». А я думаю, что уж говорить про НЛП, которому всего 30 с небольшим лет, в то время как одной из старейших заповедей: «Не суди — и судим не будешь», — до сих пор мало кто следует. И это несмотря на то, каких успехов в создании новых убеждений добилась религия. Как ни крути, а есть убеждения, которые прививаются очень медленно. Или, может, люди не очень спешат? Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в реакции мужчины с пивом на поведение женщины с сигаретой в церкви: постоянное пребывание в первой позиции и восприятие мира только через собственную карту с лихвой обеспечивают подобные казусы. Следующий анекдот (по теме и стратегии) является родным братом первого. Антураж, правда, немного другой, и нашел я их в разных местах, но для тренировки в выявлении паттернов вполне пойдет.


***


Вот как было дело, мужики!
Утром по дороге на работу я
бросил взгляд из машины на левый
ряд и увидел женщину за рулем
нового Мустанга, которая на скорости
не меньше 100 км/ч накладывала
тушь для ресниц, вперившись
в зеркало заднего вида. Я всего на
пару секунд отвел взгляд, а когда
посмотрел снова, она была уже
наполовину на моей полосе, продолжая
накладывать макияж. Как всякого
мужика, меня непросто напугать,
но тут я действительно испугался так,
что выронил из руки электробритву,
которая, падая, выбила из второй руки пончик.
Пытаясь, упершись коленями в рулевое колесо,
выровнять машину, я задел шнур телефона,
который выпал из уха и упал в стакан с кофе,
стоящий между ногами. Мало того, что
гробанулся дорогой телефон, да еще важный звонок
разъединился в самый ответственный момент!
Тут я понял, мужики, что все беды
на земле из-за женщин за рулем!


Уверен, вы нашли схожие элементы в двух последних сюжетах. Хотя есть в последней истории и существенное отличие. Мастера НЛП, конечно, заметили, что герой анекдота, по сути, описал ситуацию, в которой у него сформировалось негативное убеждение о взаимосвязи между бедами на земле и женщинами-водителями. Как видите, в момент формирования личного убеждения человек опирается на конкретный сенсорный опыт. Пытаясь оправдать собственное неэффективное поведение, он ищет внешний источник неудачи и перекладывает на него всю ответственность. Иными словами, когда количество элементов, ускользающих из-под контроля человека, превышает допустимые для него нормы, то для сохранения целостности собственной личности (в данном случае для сохранения личностного своеобразия — Мужик) он закрепляет всю ответственность на внешнем источнике (в данном случае на женщине-водителе) с помощью нового правила (убеждения). Теперь в следующий раз, когда такой мужчина окажется в затруднительной ситуации, он сможет сразу смириться с неудачей, не потеряв при этом собственного лица, так как на защите у него будет стоять новое убеждение. А в будущем этот мужчина, скорее всего, при виде любой женщины за рулем будет вспоминать все неприятные случаи и обвинять ее во всех грехах еще до возникновения каких-либо сложностей — так, на всякий случай. А может, он даже бессознательно будет провоцировать женщин-водителей на неадекватные действия, чтобы на примере подтвердить и оправдать собственное убеждение. Или же сам «специально» совершит какую-нибудь промашку, чтобы обвинить женщину за рулем. И, в конце концов, подобное правило может генерализироваться до убеждения, что «Все женщины (а не только водители) виноваты во всех бедах». Как вы понимаете, такой мужчина имеет все шансы со временем превратиться в женоненавистника. Вот такая пессимистичная у меня получилась картина. Одно только успокаивает, что стратегия создания позитивных убеждений идентична по структуре негативным, а значит, зная ее, мы можем влиять на собственные убеждения и делать свою жизнь более спокойной и продуктивной.


Нашлась у меня в запасе еще одна история о влиянии окружающей среды на формирование мировоззрения человека, а точнее, на его самоидентификацию.


***


Вуз. Факультет филологии. Группа, где все
девушки и только один парень. И вот этот
самый парень после окончания 3-го курса приходит
в деканат забирать документы. Администрация
в шоке: студент — круглый отличник, талант и все
такое — собрался уходить. Декан ему:
 — Что же это вы так, молодой человек, что случилось?
 — Да, понимаете, обстоятельства…
 — Я понимаю, с кем не бывает. Семья, да? Да вы не спешите,
мы вам подработку найдем на кафедре, вы же такой
способный студент. Гордость нашего факультета!
 — Да нет, не семья… Видите ли, в нашей группе,
кроме меня, одни девушки…
 — Что, конфликты какие-нибудь? Давайте, может, мы как-то
разберемся, поможем. Только институт не бросайте!
 — Нет, что вы, какие конфликты, девчонки нормальные.
Да и я все больше учебой занят. Только… когда на
первом курсе они, не замечая меня, обсуждали критические
дни и интимные подробности, я к этому вполне с юмором
относился. Когда на втором курсе они при мне поправляли
чулки и примеряли лифчики, я тоже ничего против не имел.
Но вот когда на третьем курсе мне приснилось, что иду
я по городу, а у меня стрелка на колготках пошла, я понял: пора линять отсюда.


Что тут скажешь: грустно и страшно. Грустно, что такой хороший студент пропадает, а страшно, что еще чуть-чуть — и он совсем пропадет, превратившись в студентку.J Но парень-то молодец: рефлексивный попался. Сумел откалибровать внутренние сигналы, провести самоанализ и вовремя спохватиться. А что же мы еще видим в этой выдуманной истории? Мы видим подтверждение идеи, что социальное окружение может оказывать на формирование личности не меньшее, а то и большее воздействие, чем генетическая программа. Иначе говоря, среда обитания (культура) и формы взаимодействия могут повлиять даже на изменение личностного своеобразия человека, а это гораздо серьезнее, чем появление какого-нибудь одного негативного убеждения. Кто будет спорить, что, возможно, молодые человеческие самцы идентифицируют себя с мальчиками, а самки — с девочками, только благодаря правильному, соответствующему отношению к ним собственных родителей. В психологии, между прочим, известны случаи возникновения трудностей с половой ориентацией у людей, родители которых переносили на своего ребенка несвойственный тип взаимоотношений. Например, мамы, мечтавшие о дочке, но родившие сына, долгое время могут видеть в нем девочку, одевая его в платья и играя с ним в куклы. А, как вы знаете, младенец до определенного возраста вообще не идентифицирует себя ни с каким полом, то есть является как бы бесполым существом. И если в период импринтингового формирования глубинных пресуппозиций и правил о мире и социальных отношениях ребенок будет присваивать модель женского поведения, то весьма вероятно, что именно эта модель и будет определять его дальнейшее социальное развитие. Так что призываю всех думать время от времени, какую модель поведения вы демонстрируете подрастающему поколению.J


А нам пора выкарабкаться из теории работы с убеждениями и вернуться к анекдотам. Кстати, следующий почему-то тоже на детскую тему. Не иначе, у меня сформировался какой-то фильтр восприятия?


***


Роддом, радостное солнечное утро, под окнами
группки мужиков с обязательными гвоздиками в руках.
Дышат свежим воздухом, ждут, пока
молодые мамы проснутся, кто-то уже
свежим пивком балуется…
Медсестра даёт добро, открываются окна роддома,
мужики поднимают головы и начинают кричать:
 — Оленька, я тебя люблю!!!
 — Наташка, давай, покажи!
 — Кать, на кого похож?!
 — Ира, мальчик или девочка?..
 Вдруг, заглушая общие вопли, раздается дикий крик:
 — Лёха!!!
 Мужики в оцепенении затихают и переглядываются.
Ищут, кто же может в роддоме Леху звать.
Видят, стоит здоровяк в спецовке,
задрал морду к верху и орёт:
 — Лёха!!! Рубероид подавать?!..


Как оказалось, данный крик вовсе не свидетельствовал об открытии в области возможностей мужского деторождения, а всего лишь напоминал, что за рамками роддома течет своя жизнь. Заметьте, как для того, чтобы легче было общаться, мужчины-отцы сформировали систему «мужья-жены-дети-роддом». Затем в их сознании закрепилась программа, которая указывала, что снизу выкрикиваются только женские имена. Поэтому, когда рядом неожиданно прозвучало мужское имя, программа дала сбой, и коммуникация между молодыми родителями прервалась. Анекдот также показывает, что для «строителя», у которого еще не сформировалось личностное своеобразие «отец», роддом может быть всего лишь очередным зданием, нуждающимся в покрытии рубероидом.


Как я только что заметил, еще один анекдот, отобранный мной для сегодняшней статьи, тоже оказался связан с детьми. Хотя я точно помню, что выбирал его по другим основаниям, но фильтры есть фильтры: чем дальше, тем больше везде мерещатся дети.


***


Советские времена. Грузинская школа.
Учитель:
 — Гоги, проспрягай глагол
КУРИЦ в настоящем врэмэни.
 Г:
— Я — КУРИЦ; ты — КУРИЦ;
он, она, они — КУРИЦ!
 У:
— Садыс, ПЯТЬ!  Вано, проспрягай глагол
КУРИЦ в прошедшем врэмэни.
 В:
— Я — ЦИПЛЕHОК; ты — ЦИПЛЕHОК;
он, она, они — ЦИПЛЕHОК!
 У:
— Садыс, ЧЭТЫРЭ!
 В:
— За что ЧЭТЫРЭ?!
 У:
— За акцент!  Hико, проспрягай глагол
КУРИЦ в будущем врэмэни.
 H:
— Я — ШАШЛЫК; ты — ШАШЛЫК;
он, она, они —  ШАШЛЫК!
 У:
— Садыс, ДВА!
 H:
 — За что ДВА?!
 У:
— ШАШЛЫК — это будущее врэмя
от глагола БАРАШК. Будущее врэмя
от глагола КУРИЦ — ЧАХОХБИЛИ.


Этот лингвистический анекдот показался мне довольно необычным. Согласны, что его логика и игра понятиями достаточно интересны и оригинальны? А для психологов и изучающих иностранные языки данный урок напоминает, что обычный человек при восприятии нового языка долго пытается опираться на модель родного языка, тем самым смешивая две разные модели грамматики, путаясь и затрудняя собственное обучение. Гораздо более продуктивный, как показывает практика, способ обучения связан с желанием проникнуть в грамматику чужого языка, понять ее логику и структуру, забыв на время о родном языке.


Выбирая завершающий на сегодня анекдот, я сознательно решил уйти от детской темы с помощью другой аналогии. И по моим ощущениям эта глубокомысленная  история достойна того, чтобы поставить весомую точку в данной статье.


***


В одном приморском городе
жили-были два соседа:
грузин и моряк.
Однажды моряк собрался
в плавание в Африку.
Грузин дал ему 1000 баксов,
чтобы тот ему попугая
говорящего привез.
Долго ли, коротко ли длилось плавание,
но моряк все деньги пропил-прогулял.
Вспомнив перед самым отплытием
домой о своем обещании, побежал
моряк на ближайший рынок и купил
грузину на оставшиеся 10 баксов сову.
Привез. Через некоторое время
соседи встречаются.
 — Ну, как попугай? – интересуется моряк.
 Разговаривает?
 — Ты знаэщ, нэт.
Но зато как слющаэт!!!


Вот так оно в жизни бывает: ищешь-ищешь говорящего попугая, а оказывается, что тебе была нужна слушающая сова! Или этот грузин оказался мастером НЛП по рефреймингу? К сожалению, история умалчивает о психологическом образовании данного персонажа, хотя ясно одно: потраченных денег он нисколько не жалел (значит, мог заработать еще) и, в отличие от моряка, не злоупотреблял алкоголем.


Ну, и как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек!» Желаю, чтобы каждый в жизни нашел для себя понимающую и умеющую слушать сову! А для этого нужно совсем немного: почаще слушать других, то есть самому становиться совой! В общем, на этом я замолкаю и начинаю слушать тишину — все равно обратной связи по поводу статьи не дождусь!L

« Вернуться назад

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *